УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело №
33-3357/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 20
сентября 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Трифоновой
Т.П. и Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе
Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от
09 августа 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Кондратьевой В*** С*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области о
понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском
районе Ульяновской области назначить Кондратьевой В*** С*** досрочную трудовую
пенсию по старости с 19 мая 2011 года.
Заслушав доклад
судьи Нефедова О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кондратьева В.С.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области (УПФ РФ
(ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области) о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
В обоснование иска
указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, получила отказ
по причине отсутствия у нее необходимого специального стажа. УПФ РФ (ГУ) в
Инзенском районе Ульяновской области не включило в стаж педагогической
деятельности период ее работы с 15 августа 1984 г. по 03 апреля 1986 г.
воспитателем в С*** детском комбинате яслях-саде Н*** района Ульяновской
области. Полагает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку осуществляет
педагогическую деятельность более 26 лет.
Разрешив по существу
предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области просит решение отменить,
принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование
указывается, что учтенные судом в качестве доказательств документы фактически
не подтверждают льготный характер деятельности Кондратьевой В.С. в течение
всего спорного периода работы. Работа в должности воспитателя засчитывается в
специальный стаж для определения права на досрочную пенсию, но обязательным
условием является выполнение данной работы в учреждениях, указанных в
утвержденном Правительством РФ Списке, который не подлежит расширительному
толкованию. Ответчик полагает, что суд не принял во внимание перечисление
детских дошкольных учреждений в Списке не под общим наименованием, а с
указанием их конкретного типа (детские сады, сады-ясли), что требует полного
соответствия наименования детского дошкольного учреждения приведенному в Списке
наименованию. Детские комбинаты не предусмотрены разделом «Наименование
учреждений» Списка, педагогические работники данных учреждений не пользуются
правом на включение в специальный стаж периодов работы в этих учреждениях.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной
инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований
к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что 19 мая 2011 г. Кондратьева В.С. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в
Инзенском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной
трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической
деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Комиссией по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 212 от 14
июня 2011 г.) в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемой
продолжительности специального стажа, так как педагогическая деятельность в
учреждениях для детей составляет 24 года 09 месяцев 01 день. В специальный стаж
истицы не включен период работы с 15 августа 1984 г. по 03 апреля 1986 г.
воспитателем в С*** детском комбинате яслях-саде Н*** района Ульяновской
области.
Принимая решение об
удовлетворении иска о назначении Кондратьевой В.С. досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения заявленных
требований, не установлено.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного
Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 3 той
же статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
Названным Списком
предусмотрена должность «воспитатель» (раздел «Наименование должностей) и такие
дошкольные образовательные учреждения, как детские
сады всех наименований (раздел «Наименование учреждений»).
В период работы
истицы в качестве воспитателя С*** детского комбината яслей-сада действовало
постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которым был
утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает
право на пенсию за выслугу лет. Согласно пп.4 п. 1 Перечня в стаж работы по
специальности, работа в которой дает право на пенсию за выслугу лет,
засчитывается работа воспитателя в детских садах и объединенных
яслях-садах. В последующем действовал Список профессий и должностей работников
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением
Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. Пунктом 2 указанного
Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу
лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности
в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо
от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), а Списком
предусмотрены должность «воспитатель» и детские дошкольные
учреждения всех типов.
В соответствии со статьей 80
ранее действовавшего Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей
устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.
Общесоюзным
классификатором отраслей народного хозяйства от 01 января 1976 года к
дошкольным учреждениям относились, в том числе и детские комбинаты.
В силу изложенного
доводы кассационной жалобы о необоснованном включении периода работы в С***
детском комбинате яслях-саде в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, не могут повлечь отмену решения суда, как
основанные на неправильном толковании правовых норм.
Учитывая, что истица
в оспариваемый период работала в должности, связанной с воспитанием детей в детском дошкольном учреждении, и в соответствии с ранее
действовавшим пенсионным законодательством приобрела право на включение этого
периода в педагогический стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, в силу
ст. 55 Конституции РФ она не может этого права быть лишена.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, что не может быть оправдано
указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых
допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и
гражданина.
При таких
обстоятельствах решение суда о включении периода работы Кондратьевой В.С. с 15
августа 1984 г. по 03 апреля 1986 г. воспитателем в С*** детском комбинате
яслях-саде Н*** района Ульяновской области в специальный стаж следует признать
законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными.
Поскольку с учетом
вышеназванного периода у истицы имелся необходимый 25-летний специальный
трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической
деятельностью (ответчиком другие периоды работы истицы не оспариваются) на
момент обращения за назначением пенсии, суд обоснованно признал незаконным
отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 09 августа 2011 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи