Судебный акт
Выдача жилищного сертификата сотруднику УФСИН
Документ от 20.09.2011, опубликован на сайте 30.09.2011 под номером 28272, 2-я гражданская, о признании права на получение жилищного сертификата для получения субсидии на приобретение недостающего жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                 Дело № 33-3342/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          20 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Леоновой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 05 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Пахалина А*** А***, Пахалиной Н*** Ю***, П*** А*** А*** удовлетворить частично.

Обязать Федеральную·службу исполнения наказаний оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Пахалиным А*** А*** на состав семьи три человека: Пахалин А***·А***, Пахалина Н*** Ю***, Пахалин А*** А***, в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 24,12 кв. м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения Пахалину А*** А***.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области после оформления Федеральной службой исполнения наказаний жилищного сертификата для получения Пахалиным А*** А*** социальной выплаты на приобретение жилья в 2011 году вручить указанный жилищный сертификат Пахалину А*** А***.

В удовлетворении остальной части требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Ханбиковой Д.К., представляющей интересы ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, Бахматовой Н.А., представляющей по доверенности интересы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, поддержавших доводы кассационной жалобы; Пахалина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Пахалин А***·Ан***, Пахалина Н*** Ю***, Пахалин А*** Ал*** обратились в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата.

Требования мотивированы тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2010 г. их семья была включена в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата в 2010 году. Несмотря на это в выдаче государственного жилищного сертификата отказывается на том основании, что не предоставлено обязательство о сдаче занимаемого ими жилого помещения. Пахалиной Н*** Ю*** и Пахалину А*** Ал*** на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого – 1/3) принадлежит квартиру по адресу: Ульяновская область, г. Н***, ул. Л***, д. ***, кв. ***. Сособственник этой квартиры – Н*** В.А. не является членом их семьи.

Истцы полагают, что, исходя из состава семьи, и с учетом имеющегося жилья имеют право на получение сертификата на приобретение за счет средств федерального бюджета жилого помещения общей площадью 24,12 кв. м.

 

Разрешив по существу требования истцов, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе УФСИН России по Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывается на отсутствие нарушения прав истцов, включенных во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2010 г. в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, поскольку отчетный 2011 год не истек, и операции по исполнению бюджета, связанные с выдачей государственных жилищных сертификатов сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в том числе Пахалину А.А., не завершены. ФСИН России не отказывала в выдаче Пахалину А.А. сертификата, своими действиями его прав не нарушила. ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения», являясь структурным подразделением ФСИН России, не уполномочен выдавать жилищные сертификаты гражданам.

В жалобе также указывается, что согласно п. 16.2. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, установлено определение размера социальной выплаты как разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Использованный судом способ определения размера социальной выплаты, как разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и частью общей жилой площади, оставленной для дальнейшего проживания, законодательством не предусмотрен.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Материалами дела установлено, что Пахалин А.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 1988 г. по 2003 г., уволен 04 апреля 2003 г. по ограниченному состоянию здоровья (п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Выслуга лет на момент увольнения составила 17 лет 03 месяца 12 дней.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области 04 июня 2009 г. Пахалин А.А. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 августа 2009 г. решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области от 04.06.2009 г. о снятии Пахалина А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях признано незаконным, истец восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 августа 1996 г.

В удовлетворении заявления Пахалин А.А. о включении его и членов семьи (жена и сын) в список на получение жилищного сертификата на 2010 г. УФСИН России по Ульяновской области·отказало.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2010 года указанный отказ признан незаконным, на УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность включить Пахалин А.А. с составом семьи три человека в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год.

Несмотря на это государственный жилищный сертификат истцу до настоящего времени не выдается со ссылкой на отказ Пахалина А.А. предоставить обязательство о сдачи занимаемого им и членами его семьи жилого помещения.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении иска Пахалиных не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.

 

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

 

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п. 16 вышеназванных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м (пункт 16.2. Правил).

 

Применив вышеприведенные нормы законодательства, и учитывая, что право общей долевой собственности Пахалиной Н*** Ю*** и Пахалина А*** Ал*** соответствует 2/3 квартиры по адресу: Ульяновская область, г. Н***, ул. Л***, д. ***, кв. ***, а третий сособственник – Н*** не является членом их семьи и не желает отчуждать помещение, суд пришел к правильному выводу о расчете размера социальной выплаты, при котором общая площадь жилого помещения, установленная по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, подлежит уменьшению на общую площадь находящегося в собственности истцов жилого помещения пропорционально их доле в праве собственности.

Допустимость подобного способа расчета размера социальной выплаты следует из пунктов 16-16.2. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в их взаимосвязи со ст. ст. 15, 16 ЖК РФ.

Доводы кассационной жалобы об обратном судебная коллегия находит несостоятельными.

Статьей 16 ЖК РФ, определяющей виды жилых помещений, к таковым относятся как квартира, так и часть квартиры. Следовательно, исходя из содержания права общей долевой собственности (глава 16 ГК РФ), Пахалина Н*** Ю*** и Пахалин А*** Ал*** оставляют для проживания часть квартиры.

Доводы жалобы о том, что права истцов не нарушены, поскольку связанные с выдачей в 2011 г. государственных жилищных сертификатов операции по исполнению бюджета не завершены, опровергаются фактическими обстоятельствами дела. Нарушение прав Пахалиных следует уже в силу того, что до настоящего времени государственный жилищный сертификат им не выдан. Занимаемая ответчиками при рассмотрении дела позиция также свидетельствует об отсутствии намерения предоставить социальную выплату в установленном судом размере.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 05 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи