Судебный акт
Об отказе в назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью (музыкальный работник)
Документ от 20.09.2011, опубликован на сайте 30.09.2011 под номером 28295, 2-я гражданская, о включении в специальный трудовой стаж периодов работы для назначения пенсии по старости досрочно,назначении пенсии по старости с момента обращения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                       Дело № 33-3233/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                20 сентября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Нефёдова О.Н. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Ханжиной И*** В*** – Перешневой  Д*** С*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск  Ханжиной И*** В***  удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска включить   Ханжиной И*** В***  в стаж  работы в связи с педагогической деятельностью период  с  01.06.1994 года по 29.06.1994 года.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения Ханжиной И.В. и её представителя Перешневой Д.С., поддержавших доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ханжина И.В. обратилась в суд с иском  к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в назначении ей пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,  назначении пенсии.

Иск мотивировала тем, что 14.02.2011 г.  обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ей досрочной трудо­вой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности стажа педагогической работы. Пенсионный фонд засчитал в стаж истицы периоды её работы общей продолжительностью 16 лет 10 мес. 15 дней. В стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды работы    с 21.04.1982 г. по 19.05.1985 г. - преподавателем музыкальной студии при войсковой части 5***; с 10.09.1985 г. по 03.08.1986 г., с 12.08.1986 г. по 16.05.1987 г. - музыкаль­ным работником в детском саде хлебной базы № ***; с 18.05.1987 г. по 16.09.1989 г. - музыкальным руководителем в детском саде с. П*** Б*** райисполкома; с 07.09.1992 г. по 04.08.1993 г., с 21.08.1993 г. по 31.05.1994 г., с 30.06.1994 по 10.08.1994 г., с 20.08.1994 г. по 06.08.1995 г., с 26.08. 1995 г. по 29.09.1995 г. - музыкальным руководителем в детском саде № *** К*** района С***, с 05.08.1993 г. по 20.08.1993 г., с 01.06.1994 г. по 29.06.1994 г., с 11.08.1994 по 19.08.1994 г. - музыкальным руководителем в детском саде К*** района г. С***, с 09.08.1995 г. по 25.08.1995 г. - воспитателем в детском саде № *** К*** района г. С***, с 27.07.1998 г. по 09.08. 1998 г. - музыкальным руководителем в МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № *** «З***», с 17.09.1989 г. по 16.09.1990 г. - музыкальным руководителем в детском саду села П*** Б*** райисполкома. Невключение в специальный трудовой стаж данных периодов истица считает незаконным.        В связи с этим истица просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 08.04.2011 г. № 284 в части невключения в специальный стаж всех вышеперечисленных периодов её работы и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 14.02.2011 г.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Ханжиной И.В. – Перешнева Д.С. не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы указывает, что Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года не содержит ограничений на включение в специальный стаж времени нахождения в административных отпусках, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Все спорные периоды её работы подлежат включению в специальный стаж, поскольку за указанные периоды её работы уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.  Ни Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516,  не ставят вопрос включения в стаж на соответствующих видах работа того или иного периода работы в зависимость даже от конкретного объема страховых взносов, которые должны быть уплачены за этот период. Необходим лишь сам факт их уплаты. Поэтому в случае даже частичной уплаты страховых взносов соответствующий период работы подлежит включению в специальный стаж.

Период работы истицы в должности преподавателя музыкальной студии при войсковой части подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование «школа-студия» содержится в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Также подлежит включению в  специальный стаж период работы истицы музыкальным руководителем в детском саду села П*** Б*** райисполкома, поскольку он занесен в трудовую книжку истицы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобы.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,  лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Ханжина И.В., ***.***.1962 года рождения,  14.02.2011 года обратилась в УПФР в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В назначении пенсии ей было отказано из-за недостаточности стажа педагогической работы. Пенсионный фонд посчитал возможным включить в специальный стаж истицы периоды её работы общей продолжительностью 16 лет 10 месяцев 15 дней.

В специальный стаж не были засчитаны периоды: с 21.04.1982г. по 19.05.1985 г., - в должности преподавателя в музыкальной студии при войсковой части 5***, так как наименование учреждения не предусмотрено  Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей; с 10.09.1985г. по 03.08.1986г.; с 12.08.1986г. по 16.05.1987г. - в должности музыкального работника в детском саде Хлебной базы № ***, так как отсутствует документальное подтверждение выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы; с 18.05.1987г. по 16.09.1989г. - в должности музыкального руководителя в детском саде с. П*** Б*** райисполкома, так как отсутствует документальное подтверждение выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы; с 07.09.1992г. по 04.08.1993г., с 21.08.1993г. по 31.05.1994г., с 30.06.1994г. по 10.08.1994г., с 20.08.1994г. по 06.08.1995г.; с 26.08.1995г. по 29.09.1995г. - в должности музыкального руководителя в детском саде № *** К*** района г. С***, так как отсутствует документальное подтверждение выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы; с 05.08.1993 г. по 20.08.1993 г, с 01.06.1994г. по 29.06.1994г.; с 11.08.1994г. по 19.08.1994 г., - в должности музыкального руководителя в детском саде № *** К*** района г. С***, так как в данные периоды находилась в административных отпусках и на курсах повышения квалификации; с 09.08.1995г. по 25.08.1995г. - в должности воспитателя в детском саде № *** К*** района г.С***, так как находилась в административном отпуске; с 27.07.1998г. по 09.08.1998г. - в должности музыкального руководителя в МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № *** «З***», так как находилась в административном отпуске; с 17.09.1989г. по 16.09.1990г. - в должности музыкального руководителя в детском саде села П*** Б*** райисполкома, так как факт работы документально не подтвержден.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что все вышеперечисленные периоды, за исключением нахождения истицы на курсах повышения квалификации, не подлежат зачету в специальный стаж для назначения пенсии. 

Период работы истицы  с 21.04.1982г. по 19.05.1985г. - в должности преподавателя в музыкальной студии при войсковой части 5***,  не подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 ст.27, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и др. учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463. Не предусмотрено и такое наименование учреждения как «музыкальная студия при войсковой части» и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 19059 года № 1359.

Обоснованно не включены судом в специальный стаж периоды работы истицы музыкальным руководителем с 10.09.1985г. по 03.08.1986г.; с 12.08.1986г. по 16.05.1987г. - в детском саде Хлебной базы № ***; с 18.05.1987г. по 16.09.1989г. - в детском саде с. П*** Б*** райисполкома; с 07.09.1992г. по 04.08.1993г., с 21.08.1993г. по 31.05.1994г., с 30.06.1994г. по 10.08.1994г., с 20.08.1994г. по 06.08.1995г.; с 26.08.1995г. по 29.09.1995г.  в детском саде № *** К*** района г. С***, так как отсутствует документальное подтверждение выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы. 

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

При этом судебная коллегия отмечает, что возможность включения периодов работы в должности «музыкального руководителя» в стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности впервые была предусмотрена только Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года. Вместе с тем Правилами, утвержденными вышеуказанным Постановлением Правительства (пункт 1), предусматривалось, что данная работа подлежала включению в специальный стаж при выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной палаты (должностной оклад).  Музыкальному руководителю ставка заработной платы установлена за 24 часа педагогической работы в неделю (Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»). Вместе с тем доказательств того, что в оспариваемые периоды истица, работая музыкальным руководителем в детских дошкольных образовательных учреждениях, вырабатывала норму рабочего времени (педагогическую или учебную нагрузку), установленную за ставку заработной палаты (должностной оклад), суду представлено не было.

Доводы кассационной жалобы  истицы сводятся к иной трактовке действующего законодательства.

Правомерно отказано в удовлетворении исковых требований истицы о включении в специальный стаж периодов её работы с 05.08.1993г. по 20.08.1993 г; с 11.08.1994г. по 19.08.1994 г, - в должности музыкального руководителя в детском саде № *** К*** района г. С***; с 09.08.1995г. по 25.08.1995г. - в должности воспитателя в детском саде № *** К*** района г.С***; с 27.07.1998г. по 09.08.1998г. - в должности музыкального руководителя в МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № *** «З***», так как она находилась в административных отпусках.

Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Находясь в административных отпусках, истица не занималась педагогической деятельностью. Законодательством не предусмотрено включение времени нахождения в административных отпусках в специальный стаж для назначения пенсии.

По записи в трудовой книжке истицы в период с 18.05.1987 года по 16.09.1990 года истица работала музыкальным руководителем в детском саду с. П*** Б*** райисполкома. В материалах дела также имеется приказ № 68 от 24.10.1988 года, согласно которому Ханжиной И.В. – музыкальному руководителю детского сада был предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижению им 1 года с 11.011.1988 года по 16.09.1989 года с последующим увольнением. В связи с  этим Пенсионный фонд не засчитал в специальный стаж работы истицы период с 17.09.1989 года по 16.09.1990 года, так как факт работы документально не подтвержден.

Суд первой инстанции согласился с данной позицией Пенсионного фонда. Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу о том, что с 17.09.1989 года по 16.09.1990 года истца продолжала работать в указанном детском саду музыкальным руководителем, поскольку приказ о её увольнении по окончания нахождения в отпуске по уходу за ребенком отсутствует. По записи в трудовой книжке истица была уволена из детского сада с. П*** Б*** райисполкома 16.09.1990 года. Вместе  с тем весь период работы истицы в указанном детском саду не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не подтвержден документально факт выполнения истицей нормы рабочего времени за ставку заработной платы. 

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что на момент обращения истицы в Пенсионный фонд за назначением пенсии у неё отсутствовал необходимый для назначения пенсии 25-летний стаж педагогической работы. В связи с  этим в назначении пенсии ей было отказано правомерно.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Ханжиной И*** В*** – Перешневой  Д*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: