Судебный акт
Предоставление жилья - вдова ВОВ
Документ от 20.09.2011, опубликован на сайте 30.09.2011 под номером 28300, 2-я гражданская, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставить жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                                                   

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                       Дело № 33-3300/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            20 сентября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Нефёдова О.Н. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Одровой А*** И*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска включить Одрову А*** И***  в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Одровой А*** И***  социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения  представителя Одровой А.И. – адвоката Лагойды И.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Одрова А.И. обратилась в суд с иском  к мэрии города Ульяновска о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении жилищного сертификата.

В обоснование иска указала, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны.  В связи с тем, что проживает в квартире, не имеющей надлежащих удобств, она обращалась в мэрию города Ульяновска для постановки в очередь на получение жилья, соответствующего санитарным правилам, то есть, со всеми коммунальными удобствами. В постановке на учет ей было отказано со ссылкой на то, что площадь комнаты, в которой она проживает, более 12 кв.м. и на то, что она подарила данную комнату внуку в сентябре 2008 года, который в ней не зарегистрирован. Истица не согласна с отказом мэрии г. Ульяновска в постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. В связи с этим  просила суд признать  ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать мэрию города Ульяновска включить её в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязать Министерство  труда и социального развития Ульяновской области предоставить ей жилищный сертификат на выделение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку её квартира не признана в установленном законом порядке непригодной для проживания.

Не согласно с выводом суда о том, что дарение истицей принадлежащей ей комнаты в коммунальной квартире своему внуку нельзя расценивать как ухудшение жилищных условий. В случае, если истицу не устраивали условия проживания в принадлежащей ей квартире, она вправе была её продать и приобрести более благоустроенное жилье.

Также Министерство не согласно с выводом суда о том, что истица не является членом семьи своего внука. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде  обеспечение  за счет средств федерального бюджета жильем.. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обес­печению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

С 08.05.2001 года и до настоящего времени Одрова А.И.  зарегистрирована и проживает в комнате в семикомнатной коммунальной квартире по адресу: г. Ульяновск, проспект Н***, дом ***, кв.***. Данная комната, что составляет 16/100 долей от всей квартиры принадлежала Одровой А.И. на праве собственности.

08 сентября 2008 года истица подарила 16/100 долей в праве общей долевой собственности на семикомнатную коммунальную квартиру общей площадью 169.95 кв.м.  своему внуку О*** С.В.  О*** С.В. в данной квартире не проживает и не зарегистрирован.

Основания признания граждан нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст. 51 ЖК РФ.  Таковыми, в частности, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истица является нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживает в квартире, не отвечающей установленным для жилых помещений требованиям.  Соответственно, она имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанным Положением утверждены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пункт 12 данного Положения  предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Как следует из инвентарного дела на дом, в котором проживает истица,  из технического паспорта на квартиру, в коммунальной квартире имеется общая кухня и туалет с умывальником. Отсутствует горячее водоснабжение, ванна либо душ. В связи с этим суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что жилое помещение, в котором проживает истица, не отвечает  требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.  При этом суду не требовалось каких-либо специальных познаний и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения не пригодным для проживания.

Также судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что истица ухудшила свои жилищные условия, подарив принадлежащую ей комнату в коммунальной квартире своему внуку.

Как следует из договора дарения от  08.09.2008 года Одрова А.И., подарив принадлежащие ей 16/100 квартиры по адресу: г. Ульяновск, пр. Н***, д. ***, кв. *** комната ***, сохранила за собой право проживания в указанной доле семикомнатной квартиры. Таким образом, Одрова А.И. имеет право бессрочного пользования квартирой, в связи с  чем вопрос о том, является ли она членом семьи собственника данной квартиры или нет, не имеет правового значения для данного дела.

Учитывая что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: