Судебный акт
Постановка на учет ГТС
Документ от 20.09.2011, опубликован на сайте 11.10.2011 под номером 28346, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Даминова В.Л.                                                                          Дело № 33-3284/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            20 сентября 2011  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 08 августа 2011 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений – плотин с водосбросом, расположенных в 1,5 км восточнее и в 4 км северо-восточнее с. Н*** *** Ц*** района У*** области.

Обязать администрацию МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – плотин с водосбросом, расположенных в 1,5 км восточнее и в 4 км северо-восточнее с.Н*** *** Ц*** района У*** области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федотова В.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Цильнинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности принять меры по постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории МО «Большенагаткинское сельское поселение», а именно в 1,5 км восточнее и в 4 км северо-восточнее с. Н*** *** Ц*** района У*** области, расположено 2 гидротехнических сооружения – плотины с водосбросом, собственник которых неизвестен, в результате чего соблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является невозможным.

Прокурор просил признать бездействие администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества- гидротехнического сооружения - плотин с водосбросом, расположенных в 1,5 км восточнее и в 4 км северо-восточнее с. Н*** *** Ц*** района У*** области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, незаконным, возложить на ответчика обязанность по  принятию мер к регистрации указанного бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, СПК «Новотимерсянский» Цильнинского района Ульяновской области, и, разрешив по существу заявленные по делу требования, постановил решение, приведённое выше.

В кассационной жалобе администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» не соглашается с решением суда, просит его отменить. В жалобе указывает, что судом не были установлены факты нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В решении суда отсутствуют ссылки на нормы права, обязывающие ответчика поставить на учет указанное имущество. Кроме этого, указывает, что обращение о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного является правом муниципального образования, а не его обязанностью. Принуждение к приобретению права собственности противоречит нормам гражданского законодательства и диспозиции ст. 225 ГК РФ. По мнению автора жалобы, постановка ГТС на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновения права собственности, обязанностей по содержанию и эксплуатации ГТС, в связи с чем не может устранить нарушения, по поводу которых обратился прокурор. Истцом не было доказано то, что  вследствие не постановки ГТС на учет в регистрационном органе может возникнуть угроза возникновения неблагоприятных последствий, а также то, что избранный способ защиты устранит нарушение указанных прав неопределенного круга лиц.

В возражениях на кассационную жалобу Средне-Поволжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.  

В связи с неявкой представителя администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», просившего рассмотреть дело без его участия, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно п. 8 и 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие  в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.8 Устава МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области к компетенции администрации сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. 

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и  осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее  снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов  хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии   гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине, установленной судом,  неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной  ситуации.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах             муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области», необращение  администрации поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о  невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они  находятся.

Ссылка в жалобе на то, что обращение о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного является правом муниципального образования, а не его обязанностью, а также то, что принуждение к приобретению права собственности противоречит нормам гражданского законодательства и диспозиции ст. 225 ГК РФ, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм права.

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Доводы жалобы о том, что судом не установлены факты нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наличие угрозы возникновения  неблагоприятных последствий вследствие не постановки ГТС на учет в регистрационном органе, а также то, что избранный способ защиты устранит нарушение указанных прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия полагает несостоятельными.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, позволяющих обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов суда не            опровергают и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по            доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 08 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» – без удовлетворения.

Председательствующий                              

Судьи