Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.2 КОАП РФ
Документ от 20.09.2011, опубликован на сайте 11.10.2011 под номером 28357, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Вынесено решение по существу

У Л  Ь Я Н  О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело №7-170/2011                                                                               Судья Орлова С.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

 

20 сентября 2011 года                                                                         г. Ульяновск

Судья Ульяновского областного суда Костюнина Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пелькине А.Е.,

рассмотрев дело по жалобе представителя генерального директора ООО «Экопром» Калмыкова А*** А*** – Мухина М*** А*** на решение  судьи  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 августа 2011 г., по которому постановлено:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области №*** от 08.06.2011 года № *** о назначении директору ООО «Экопром» Калмыкову А*** А*** административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Калмыкова А.А. - без удовлетворения.

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокуратурой г.Димитровграда Ульяновской области с 12 по 19 мая 2011года  проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Экопром», основными видами деятельности которого являются удаление и обработка сточных вод, сбор, очистка и распределение воды и др.

В ходе проверки установлено, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность, в процессе которой образуются сточные воды по адресу: г.Д***, ул.К***, *** с нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно с 01.02.2011 года отсутствуют паспорта на указанные опасные отходы, а также результаты экспериментального метода отнесения отходов к классу опасности.

В силу ст.17 п.74 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию.

Вместе с тем установлено, что ООО «Экопром» отходы IV класса опасности собираются и транспортируются собственными силами, лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование у ООО «Экопром» не имеется. Договор с организациями, осуществляющими деятельность по сбору и транспортировке на основании соответствующей лицензии, ООО «Экопром» не заключал.

 

19.05.2011 года прокурором г.Димитровграда возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Калмыкова А.А. по ст.8.2 КОАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 28.4 КОАП РФ дело направлено на рассмотрение в Управление Росприродонадзора по Ульяновской области.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 08.06.2011 года № *** генеральный директор ООО «Экопром» Калмыков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Калмыкова А.А. – Мухин М.А. обжаловал его в Димитровградский городской суд, который решением от 16 августа 2011 г. постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 08.06.2011 года    оставил без изменения, жалобу Калмыкова А.А. – без удовлетворения.

В жалобе в вышестоящий суд представитель Калмыкова А.А. – Мухин М.А. также ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении Калмыкова постановления и судебного решения, ссылаясь на  неправильное применение судом норм законодательства, а также не применении судом ст.2.7 КОАП РФ. Считает, что судом неправильно истолкована ст.1 Закона «Об отходах производства и потребления». Судом не принято во внимание, что паспорта на  отходы I - IV класса опасности составлены, однако применяя санкцию, судом осуществлен метод формального рассмотрения – на момент проверки отсутствовали паспорта – состав правонарушения имеет место. Судом дается необоснованная оценка деятельности общества – указывается на сбор, хранение и обезвреживание отходов от работы очистных сооружений. Указывает, что деятельность по сбору не осуществляется – стоки поступают на очистные сооружения без участия ООО «Экопром». Хранение получаемых остатков очистки не происходит, так как  их вывозом занимается специализированная организация ООО «П***». Обезвреживанием получаемых отходов и их захоронением также занимается специализированная организация ООО «С***». Таким образом, судом дана неверная характеристика деятельности предприятия. При этом не принято во внимание, что паспорта не могут быть получены до проведения исследований, Калмыковым предприняты все меры по получению паспортов, в том числе проведены  соответствующие экспериментальные исследования. Полагает возможным применить по делу положения ст.2.9, ст.2.7 КОАП РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю оспариваемое решение законным и обоснованным.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность для должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно статье 1 данного Закона обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из материалов административного дела следует и не отрицается Калмыковым, что в результате осуществления Обществом хозяйственной деятельности образуются отходы.

Фактическое образование отходов в процессе деятельности общества подтверждается Расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Экопром» за 1 квартал 2011 года (раздел 4 Размещение отходов производства и потребления), а также договором на оказание услуг по захоронению отходов №287 от 01.02.2011года, в соответствии с которым оно осуществляет передачу твердых коммунальных отходов и твердых производственных отходов 4-5 класса опасности.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу, что ООО «Экопром» не подтвердило отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, по настоящее время у ООО «Экопром» отсутствуют паспорта на указанные отходы.

При указанных обстоятельствах Калмыков А.А., как генеральный директор ООО «Экопром», обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КОАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Калмыковым предприняты все меры по получению паспортов, в том числе проведены соответствующие экспериментальные исследования, в связи с чем  его вина во вменяемом правонарушении отсутствует, подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5.5 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования", введенного в действие 1 января 2011 г., паспорт отхода оформляют и регистрируют в сроки, предшествующие вывозу первой партии либо любой части партии паспортизуемых отходов за пределы предприятия, на котором они образовались, или территории, где они хранятся, складируются на законном основании.

Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок заполнения паспорта отхода I - IV класса опасности (далее - Паспорт отхода), находящегося в разных агрегатных (физических) состояниях: твердом (собственно отходы, в т.ч. пылевидные) и жидком (сбросы, стоки).

Судом установлено, что деятельность ООО «Экопром» по очистке сточных вод осуществляется с 01.02.2011года.

Приказом Минэкономики Ульяновской обл. от 27.12.2010 N 06-507  на период действия с 1 февраля 2011 года по 1 февраля 2012 года включительно утвержден тариф на очистку сточных вод для ООО "Экопром" на территории муниципального образования "Город Димитровград" в размере 4,73 руб./куб. м.

Исходя из указанных требований, паспорта на указанные отходы должны были быть оформлены и зарегистрированы в сроки, предшествующие деятельности ООО «Экопром» по очистке сточных вод, поскольку образование сточных вод является ежедневным.

Доводы представителя Калмыкова А.А. о совершении им правонарушения в состоянии крайней необходимости обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Материалы дела не содержат доказательств, что Калмыков А.А. действовал во избежание и предотвращение опасности, угрожающей законным интересам граждан, в состоянии крайней необходимости.

Ссылки представителя Калмыкова А.А. на то, что последним предпринимаются все действия, направленные на получение паспортов, не отвечают содержащейся в статье 2.7 Кодекса совокупности условий, при наличии которой возникает состояние крайней необходимости.

Доводы Мухина М.А. о малозначительности данного правонарушения, основанием для отмены обжалуемого постановления служить не могут, поскольку применение  ст. 2.9 КоАП РФ  является правом, а не обязанностью суда.

Наказание Мухину М.А. назначено минимальное, в рамках санкции ст.8.2  КоАП РФ с учетом смягчающих по делу обстоятельств.

Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела допущено не было.  

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Мухина М.А. и отмены решения судьи Димитровградского городского суда от 16.08.2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

РЕШИЛА:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 августа оставить без изменения, жалобу представителя генерального директора ООО «Экопром» Калмыкова А*** А*** – Мухина М*** А*** – без удовлетворения.

 

Судья