Судебный акт
Взыскание недополученной пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 27.09.2011, опубликован на сайте 11.10.2011 под номером 28397, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет пенсии по потери кормильца, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                 Дело № 33-3413/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          27 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Князевского А*** В*** – Князевской Т*** Г*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Князевского А*** В*** к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по потере кормильца за период с 01 февраля 1993 года по 31 января 2000 года, взыскании недополученной пенсии в размере 78 684 руб. отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Князевской Т.Г., представляющей по доверенности интересы Князевского А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Князевский А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца.

Требования мотивировал тем, что является сыном погибшего 06 мая 1985 г. при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан К*** В.А!%., получал с 01 июня 1985 г. по 31 января 2000 г. пенсию по случаю потери кормильца. Обратился в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» – повышении с 01 февраля 1993 года на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, однако в этом ему было отказано. Отказ в перерасчете пенсии считает незаконным и необоснованным.

 

Разрешив по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе представитель Князевского А.В. – Князевская Т.Г. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывает, что законодательством Союза ССР с 1989 года военнослужащие, погибшие в Демократической Республике Афганистан, были приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Полагает неправильными выводы суда о том, что установленное ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» повышение пенсии по случаю потери кормильца распространяется на членов семьи участников боевых действий в Афганистане только с 2002 года.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как следует из материалов дела, Князевский А.В. является сыном погибшего 06 мая 1985 г. при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан К*** ***

С 01 июня 1985 г. по 31 января 2000 г. он являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ в соответствии Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом пенсия начислялась и выплачивалась ответчиком без учета предусмотренного статьей 45 названного Закона РФ повышения.

 

Отказывая Князевскому А.В. в удовлетворении иска о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 1993 г. по 31 января 2000 г., суд исходил из того, что повышение пенсии по случаю потери кормильца на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, а в последующем – на 32 процента расчетного размера пенсии было установлено ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», пунктом «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 01 января 2002г.

С выводами суда о том, что повышение пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане, имело место уже после того, как выплата пенсии Князевскому А.В. была прекращена, судебная коллегия не может согласиться, поскольку суд неправильно истолковал закон.

 

Пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР, производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий – по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что истребуемая истцом надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

 

Пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ) предусматривалось повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемых в соответствии с данным Законом, участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел – на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ранее действовавшей редакции) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий определялись исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации.

К*** ***., погибший в Демократической Республике Афганистан, является не кем иным, как участником боевых действий за границей из числа военнослужащих.

Право на соответствующее увеличение пенсий данной категории лиц и членов их семей следует из последовательности правового регулирования государством пенсионного обеспечения этих лиц. В частности, статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ пункт «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» был изложен в новой редакции, устанавливающей повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Данное изменение было обусловлено принятием Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому к ветеранам боевых действий отнесены, в числе прочих, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

При этом нельзя считать, что новая редакция пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 дополняла перечень лиц, имеющих право на повышение пенсий, военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г., поскольку их право на повышение пенсии было предусмотрено и ранее действовавшей редакцией – как участников боевых действий за границей.

 

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом в применении и толковании норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение незаконным и подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.

В спорный период минимальный размер пении составлял: с 1 февраля 1993 года – 4 275 руб. (Постановление ВС РФ от 15.01.1993 г. № 4296-1), с 1 мая 1993 года – 8 122 руб. (Постановление ВС РФ от 15.04.1993 г. № 4810-1), с 1 августа 1993 года – 14 620 руб. (Постановление ВС РФ от 14.07.1993 г. № 5436-1), с 1 мая 1994 года – 19 000 руб. (Федеральный закон от 05.05.1994 г. № 2-ФЗ), с 1 августа 1994 года – 21 850 руб. (Федеральный закон от 31.10.1994 г. № 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 03.08.1994 г. № 1584), с 1 сентября 1994 года – 24 700 руб. (Федеральный закон от 31.10.1994 г. № 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 г. № 1695), с 1 октября 1994 года – 28 700 руб. (Федеральный закон от 31.10.1994 г. № 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 г. № 1695), с 1 ноября 1994 года – 34 440 руб. (Федеральный закон от 31.10.1994 г. № 31-ФЗ), с 1 мая 1995 года – 43 739 руб. (Федеральный закон от 20.04.1995 г. № 44-ФЗ), с 1 июня 1995 года – 52 486 руб. (Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 99-ФЗ), с 1 августа 1995 года – 55 000 руб. (Федеральный закон от 27.07.1995 г. № 117-ФЗ), с 1 ноября 1995 года – 57 750 руб. (Федеральный закон от 01.11.1995 г. № 160-ФЗ), с 1 декабря 1995 года – 60 500 руб. (Федеральный закон от 01.11.1995 г. № 160-ФЗ), с 1 января 1996 года – 63 250 руб. (Федеральный закон от 01.11.1995 г. № 160-ФЗ), с 1 мая 1996 года – 69 575 руб. (Федеральный закон от 27.05.1996 г. № 55-ФЗ), с 1 октября 1997 года – 76 533 руб. (Федеральный закон от 30.09.1997 г. № 127-ФЗ), с 1 декабря 1997 года – 84 186 руб. (Федеральный закон от 30.09.1997 г. № 127-ФЗ), с 1 января 1998 года – 84,19 руб. (в связи с проведением деноминации рубля пенсии были пересчитаны исходя из нового масштаба цен, Указ Президента РФ от 04.08.1997 г. № 822, Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 г. № 1182), с 1 мая 1999 года – 94,29 руб. (индекс роста среднемесячной заработной платы – 1.12, Постановление Правительства РФ от 01.04.1999 г. № 363), с 1 ноября 1999 года – 108,43 руб. (индекс роста среднемесячной заработной платы – 1.15, Постановление Правительства РФ от 12.10.1999 г. № 1140).

 

Обесценивание денежных средств в результате инфляции является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ не подлежит доказыванию.

Принимая во внимание, что задержка причитающихся денежных средств в связи с инфляцией причиняет имущественный вред, и поскольку данный вред причинен в результате неправомерного отказа в перерасчете пенсии, недополученные суммы подлежат индексации по уровню росту потребительских цен, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, поскольку индексы роста потребительских цен, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражают уровень инфляции по месту проживания Князевского А.В.

Указываемый истцом в иске способ индексации с применением установленного на момент рассмотрения дела 32-процентного увеличения пенсии не может быть использован, поскольку в спорный период соответствующее увеличение производилось на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

 

Индексы роста цен и тарифов на товары и услуги населению по Ульяновской области за спорный период, с учетом применения при понижающем индексе значения «1», составили в 1993 году: март – 1.215, апрель – 1.231, май – 1.316, июнь – 1.109, июль – 1.305, август – 1.171, сентябрь – 1.284, октябрь – 1.207, ноябрь – 1.095, декабрь – 1.059; в 1994 году: январь – 1.143, февраль – 1.136, март – 1.066, апрель – 1.078, май – 1.05, июнь – 1.077, июль – 1.024, август – 1.02, сентябрь – 1.111, октябрь – 1.113, ноябрь – 1.091,     декабрь – 1.114; в 1995 году: январь – 1.183, февраль – 1.122, март – 1.116, апрель – 1.088, май – 1.061, июнь – 1.064, июль – 1.032, август – 1.084, сентябрь – 1.029, октябрь – 1.045,          ноябрь – 1.035, декабрь – 1.023; в 1996 году: январь – 1.027, февраль – 1.07, март – 1.021, апрель – 1.014, май – 1.029, июнь – 1.014, июль – 1.056, август – 1.006, сентябрь – 1, октябрь – 1.007, ноябрь – 1.014, декабрь – 1.007; в 1997 году: январь – 1.085, февраль – 1.01, март – 1.02, апрель – 1.012, май – 1.023, июнь – 1.022, июль – 1.002, август – 1, сентябрь – 1, октябрь – 1.027, ноябрь – 1.012, декабрь – 1.005; в 1998 году: январь – 1.007, февраль – 1.002, март – 1.008, апрель – 1.004, май – 1, июнь – 1, июль – 1.003, август – 1.011, сентябрь – 1.279, октябрь – 1.05, ноябрь – 1.053, декабрь – 1.118, в 1999 году: январь – 1.107, февраль – 1.033, март – 1.03, апрель – 1.061, май – 1.022, июнь – 1.018, июль – 1.018, август – 1.007, сентябрь – 1.042, октябрь – 1.023, ноябрь – 1.003, декабрь – 1.008; в 2000 году: январь – 1.029, февраль – 1.006, март – 1, апрель – 1.003, май – 1.023, июнь – 1.058, июль – 1.013, август – 1.008, сентябрь – 1.024, октябрь – 1.023, ноябрь – 1.016, декабрь – 1.013; в 2001 году – 1.281, в 2002 году – 1.18, в 2003 году – 1.146, в 2004 году – 1.149, в 2005 году – 1.108, в 2006 году – 1.085, в 2007 году – 1.138, в 2008 году – 1.141, в 2009 году – 1.076, в 2010 году – 1.106, в 2011 году: январь – 1.026, февраль – 1.008, март – 1.007, апрель – 1.005, май – 1.004, июнь – 1.005, июль – 1, август – 1.

Недоплата Князевскому А.В. пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 1993 г. по 31 января 2000 г. с учетом индексации и деноминации составляет 93 562 руб. 18 коп.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Князевского А*** В*** недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 1993 года по 31 января 2000 года с учетом индексации в размере 93 562 (девяносто три тысячи пятьсот шестьдесят два) рубля 18 (восемнадцать) копеек.

 

Председательствующий

 

Судьи