Судебный акт
Отказ в предоставлении жилья пенсионеру МЧС
Документ от 27.09.2011, опубликован на сайте 11.10.2011 под номером 28400, 2-я гражданская, о включении в программу обеспечения жильем военнослужащего и предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова Г.Г.                                                     Дело № 33-3447/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          27 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Артемова П*** С*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Артемова П*** С*** к мэрии города Ульяновска о включении в программу обеспечения жильем как военнослужащего, уволенного в запас, и о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Артемова П.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Артемов П.С. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к мэрии города Ульяновска о включении в программу обеспечения жильем военнослужащего и предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно.

Требования мотивировал тем, что в период с 1977 г. по 1979 г. проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, а с ***1990 г. по ***2004 г. служил в ГПС Главного управления МЧС России ***. На момент увольнения выслуга составила 16 лет 03 дня. В настоящее время он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства и проживают в двух комнатах в общежитии здания пожарной части № *** по адресу: г. Ульяновск, *** проезд И***, ***, и состоят в общей очереди как нуждающиеся в жилом помещении. В постановке в очередь на улучшение жилищных условий как военнослужащего запаса мэрия г. Ульяновска ему отказывает, указывая при этом на постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, согласно которому жильем или государственным жилищным сертификатом обеспечиваются только военнослужащие запаса, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления до 01.01.2005 г.

Истец, ссылаясь на ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», полагал, что должен быть обеспечен жилой площадью, поскольку состоит в очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления с 1992 года, общая продолжительность его службы составляет более 10 лет.

 

Разрешив по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Артемов П.С. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Полагая решение необоснованным, приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. По мнению истца, тот факт, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий при администрации Заволжского района г. Ульяновска, а в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не обращался, не имеет правового значения. Указывает, что суд не выяснял обстоятельства постановки его в очередь на улучшение жилищных условий при администрации Заволжского района г. Ульяновска в 1992 году. Между тем, он представлял документы как военнослужащий. Считает не влияющим на существо спора факт устранения очереди при Мэрии г. Ульяновска на получение государственных жилищных сертификатов, поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями осуществляется по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Как следует из материалов дела, Артемов П.С. проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с ***1990 г. по ***2004 г. Приказом начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области от *** 2004 г. был уволен из Государственной пожарной службы по достижении предельного возраста (п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Выслуга лет на момент увольнения составила 16 лет 03 дня, в том числе на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, – 02 года 02 месяца 04 дня.

В обоснование требований о предоставлении жилья истец ссылается на то, что в мае 1992 года был поставлен администрацией Заволжского района г.Ульяновска на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и на него распространяются положения п. 2.1. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Артемова П.С. не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Статьей 30 ЖК РСФСР было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Согласно п. 11 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов – отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях – должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

Решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 21.11.1989 г. № 485 исполкомам городских и районных Советов народных депутатов в целях упорядочения учета нуждающихся сотрудников органов внутренних дел и распределения жилья было разрешено ведение городскими и районными отделами внутренних дел (ГОРОВД) книг учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников (включая работников соответствующих территориальных военизированных пожарных частей), а в г. Ульяновске, кроме того, предписано до 01.09.1990 г. создать при УВД единую очередь сотрудников подразделений и служб управления, подлежащих обеспечению жилплощадью за счет местных советов.

Как следует из постановления от 18.05.1992 г. № 343 главы администрации Заволжского района г. Ульяновска, Артемов П.С. был включен в общую очередь. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы не состоял.

Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусматривалось право на получение субсидий на приобретение жилья сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Аналогичные положения содержались и в подпункте «б» пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам – участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 168.

Пунктом 6 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 г. № 522, было предусмотрено, что в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» установлено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются, в том числе на граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что при наличии прочих условий обязательным условием является увольнение со службы из подразделений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при наличии общей продолжительности службы не менее 10 лет. При этом указанными нормативными актами не предусматривается возможность зачета в общую продолжительность службы, необходимую для обеспечения жильем, периодов работы в подразделениях, не содержащихся за счет средств федерального бюджета, служба в которых не дает права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов, суд пришел к правильному выводу, что Артемов П.С. не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку у него отсутствует необходимая выслуга лет на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Доводы кассационной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Предоставление сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительных, финансируемых из федерального бюджета, гарантий улучшения жилищных условий в виде предоставления права на получение государственных жилищных сертификатов обусловлено особыми условиями осуществления их профессиональной деятельности.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Артемова П*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи