Судебный акт
Понуждение органа власти субъекта Российской Федерации к постановке на учет безхозяйных скотомогильников
Документ от 27.09.2011, опубликован на сайте 07.10.2011 под номером 28445, 2-я гражданская, о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество в виде скотомогильников, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кириченко В.В.                                                                       Дело № 33-3417/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            27 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей   Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.

при секретаре    Ганеевой И.Р.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества, а именно – скотомогильника (ямы Беккари) на территории пос. П*** г. Ульяновска и скотомогильника (ямы Беккари) на территории с. Л*** г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., представителя Департамента ветеринарии Ульяновской области Самсоновой Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства, регулирующего порядок обращения с биологическими отходами, в пос. П*** и в с. Л*** были выявлены безхозяйные скотомогильники, ранее находившиеся на балансе ОГУП «Ульяновскагропромпродукт», которое было ликвидировано в 2010 ходу путем присоединения к ОГУП «Имущество».

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии со ст. 12 Закона Ульяновской области № 043-30 от 09.06.2005 «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды. В соответствии с приведенными выше правовыми актами, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагается на Правительство Ульяновской области. Бездействие Правительства Ульяновской области в вопросе постановки на учёт бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории пос. П*** и села Л*** Ульяновской области, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на её защиту от негативного воздействия.

Прокурор просил обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильников на территории пос. П*** и с. Л*** Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Департамент ветеринарии Ульяновской области, Областное государственное унитарное предприятие «Имущество», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать прокурору в удовлетворении иска. При этом указывает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, судом неправильно применена ст. 225 ГК РФ, определяющая понятие безхозяйной вещи. Ссылка на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 сделана судом без учета того, что в силу абз. 2 п. 3 данного Постановления до момента определения собственников объектов, не указанных в Приложениях 1-3 к Постановлению, они относятся к федеральной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства отнесения скотомогильников к собственности субъекта Российской Федерации. Они не возводились за счет средств бюджета субъекта РФ, денежные средства на их содержание из бюджета не выделялись.

Не принят во внимание судом тот факт, что в Департаменте ветеринарии безхозяйные скотомогильники на территории Железнодорожного района г. Ульяновска не зарегистрированы. По скотомогильникам, указанным в иске, ветеринарным инспектором по Железнодорожному району г. Ульяновска вынесены решения о запрещении их эксплуатации от 03.07.2007 № ***, от 28.04.2011 № ***. Следовательно, поскольку данные скотомогильники запрещены к эксплуатации и закрыты, предмет спора отсутствует, и требования прокурора о постановке их на учет как объектов государственной собственности Ульяновской области являются необоснованными и незаконными.

В связи с неявкой представителей ОГУП «Имущество» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела в суде кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, на территории Железнодорожного района г. Ульяновска имеются скотомогильники (ямы Беккари) - в п. П*** и в с. Л***, по одному в каждом из названных населенных пунктов. Ранее указанные скотомогильники находились на балансе ОГУП «Ульяновскагропромпродукт», которое в 2010 году было ликвидировано путем присоединения к ОГУП «Имущество», при этом на баланс ОГУП «Имущество» скотомогильники переданы не были.

Судом установлено, что в отношении скотомогильника (ямы Беккари), расположенного на территории п. П*** Железнодорожного района г. Ульяновска, 03.07.2007 главным государственным ветеринарным инспектором по г. Ульяновску вынесено решение № *** о запрещении эксплуатации и закрытии скотомогильника (биотермической ямы) на основании Закона РФ «О ветеринарии», Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ввиду безопасности данного объекта для окружающей среды и населения и отсутствия биологических отходов для захоронения.

Аналогичное решение № *** от 28.04.2011 было принято в отношении скотомогильника, находящегося на территории с. Л*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

На основании вышеуказанных решений главного государственного ветеринарного инспектора по обоим скотомогильникам (ямам Беккари) проведены мероприятия по их закрытию, что подтверждается представленными в материалы дела актами обследования биотермических ям с. Л*** и п. П*** Железнодорожного района г. Ульяновска от 09.08.2011, подписанных главным государственным ветеринарным инспектором отдела госветинспекции Департамента ветеринарии Ульяновской области Л*** А.Ю., представителем Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области С*** Г.Н., представителем отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по Ульяновской области М*** М.А., представителем администрации Железнодорожного района г. Ульяновска К*** Р.А., начальником ОГУ «Ульяновская горСББЖ» Р*** Т.Н.

Данных о том, что существующие в настоящее время в Железнодорожном районе сельхозпроизводители, на чьих территориях находятся скотомогильники (ямы Беккари), наделялись имуществом, являющимся федеральной собственностью, суду не представлено. На балансе муниципального образования «Железнодорожный район г. Ульяновска» указанные скотомогильники не числятся.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.07.2011  вышеуказанные скотомогильники в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников  и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

При таких обстоятельствах выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников отвечают требованиям вышеприведенного законодательства.

Доводы, приведенные Правительством Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Доводы жалобы о том, что спорный объект должен находиться в федеральной собственности, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому они не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

В Приложении № 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники не указаны.

Не указаны скотомогильники и в Приложении № 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В Приложении № 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники, как указывалось ранее, в муниципальной собственности находиться не могут.

Следовательно, скотомогильники относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – Ульяновской области.

С учетом того, что ранее скотомогильники, расположенные в п. П*** и в с. Л***, находились на балансе областного государственного предприятия, у суда отсутствуют основания полагать, что данное имущество являлось федеральной собственностью. Доказательств этому ответчик не представил. Поэтому ссылка в кассационной жалобе на абз. 2 п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 не может быть принята во внимание.

Поскольку скотомогильники, расположенные на территории п. П*** и с. Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска,  до настоящего времени не значатся в реестре государственной собственности Ульяновской области, суд первой инстанции верно указал в решении о необходимости их постановки на учет в Реестре государственной собственности Ульяновской области.

Довод кассационной жалобы об отсутствии предмета спора в связи с вынесением Департаментом ветеринарии решений от 03.07.2007 № ***, от 28.04.2011 № *** о запрещении эксплуатации безхозяйных скотомогильников на территории Железнодорожного района г. Ульяновска является несостоятельным.

Указанный довод не основан на нормах действующего законодательства и находится в противоречии с установленными судом фактическими обстоятельствами дела. Актами комиссионного обследования скотомогильников от 09.08.2011 установлено наличие данных объектов как таковых, хотя и в закрытом (законсервированном) виде, поэтому указанные объекты недвижимости должны быть поставлены на учет и находиться под контролем собственника.

Ссылка в кассационной жалобе на неправильное применение судом статьи 225 ГК РФ, согласно которой постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, поскольку, как указано выше, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: