Судебный акт
О возложении обязанности по постановке на учет скотомогильника
Документ от 27.09.2011, опубликован на сайте 18.10.2011 под номером 28470, 2-я гражданская, об обязании постановки на учет безхозяйного недвижимого имущества ( скотомогилька), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                    Дело № 33-3421/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                       27 сентября  2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Федоровой Л.Г., Полуэктовой С.К.,

при секретаре Леоновой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда                       г. Ульяновска от 5 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского  района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км к северу от с. Т*** Н*** района Ульяновской области

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области – отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., представителя Департамента ветеринарии Ульяновской области Самсоновой Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника (яма Беккари), расположенного в 1 км к северу от с. Т***

Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории МО «Троицкосунгурское сельское поселение» в 1 км к северу от с. Т*** расположен скотомогильник (яма Беккари), эксплуатирующийся ООО «Агро-Нептун». Санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Бекккари) отсутствует. Вследствие бесхозяйности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. Вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Скотомогильник, находящийся на территории МО «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области фактически является бесхозяйным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей.

Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Агро-Нептун», администрация МО «Троицкосунгурское сельское поселение», администрация МО «Новоспасский  район» Ульяновской области,  Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области,  Департамент ветеринарии Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленный спор, суд, постановил решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что в нарушение положений ст. 225 ГК РФ решением суда на них была возложена обязанность по принятию мер по постановке на учёт бесхозяйного имущества – скотомогильника.  В силу указанной нормы права бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом необоснованно сделан вывод о том, что скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, принадлежащее собственности субъекта РФ. До момента определения соответствующего собственника таких объектов, они должны относится к федеральной собственности.  В Приложениях 1-3 к    Постановлению

№ 3020-1 скотомогильники не указаны, соответственно они относятся к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта Федерации. Для эксплуатации объектов животноводства, ООО «Агро-Нептун» приобрело в собственность ферму, рядом с которой и расположен скотомогильник, являющийся частью животноводческого комплекса. Вышеуказанная организация использовала скотомогильник в своих производственных целях,  несла расходы по содержанию и оборудованию скотомогильника.  Суд неправильно определил местоположение скотомогильника, указанный скотомогильник не является бесхозяйным объектом и подлежит постановке на баланс ООО «Агро-Нептун».

В связи с неявкой представителей администрации МО «Троицкосунгурское сельское поселение», администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области,  Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, ООО «Агро-Нептун» извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что на территории МО «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в 1 км к северу от села Т*** расположен скотомогильник (Яма Беккари), который по результатам проверки от 18 мая 2011 года соответствует Ветеринарно-санитарным правилам.

По сведениям БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  право собственности на указанный скотомогильник ни за кем не зарегистрировано.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника  (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

При таких обстоятельствах, выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари),  отвечают требованиям вышеприведенного законодательства, а доводы кассационной жалобы в этой части обоснованными признать нельзя.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что скотомогильник расположен на земельном участке, переданном в аренду ООО «Агро-Нептун», за указанным юридическим лицом зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости и данная организация использовала скотомогильник в своих производственных целях, не является основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В суд первой инстанции не были представлены доказательства принадлежности скотомогильника ООО «Агро-Нептун» и нахождения данного недвижимого имущества на балансе указанной организации. Как установил суд, ООО «Агро-Нептун»  предоставлен в аренду  земельный участок, расположенный  по адресу: Н*** район, с. Т***, ул. К***, д. ***. Скотомогильник (яма Беккари) расположен в 1 км к северу от с. Т***.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, учитывая назначение спорного недвижимого имущества, скотомогильник (яма Беккари) не может находится в собственности юридических лиц, иначе это противоречило бы ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Доводы жалобы о том, что спорный объект должен находиться в федеральной собственности, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения они повлечь не могут.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                          Судьи