Судебный акт
О возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества
Документ от 04.10.2011, опубликован на сайте 25.10.2011 под номером 28541, 2-я гражданская, об обязании постановки на учет безхозяйного недвижимого имущества (скотомогильника), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело № 33- 3509/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           04 октября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Полуэктовой С.К. и Кинчаровой О.Е., 

при секретаре  Леоновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 августа 2011 г., по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари) расположенного в *** км *** от с. А***   Новоспасского района Ульяновской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Фомичева Д.Ю., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в *** км *** от с.  А*** Новоспасского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии  по Ульяновской области.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории МО «К***» в *** км. *** от с. А*** расположен скотомогильник (яма Беккари), эксплуатирующийся ООО «Возрождение»,  жителями с. А***, с. Л***. Вследствие бесхозяйности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. Вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Скотомогильник, находящийся на территории МО «К***»  Новоспасского района, фактически является бесхозяйным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда никем не обеспечивается его надлежащее состояние и контроль за использованием данного объекта, само по себе представляет угрозу для жизни людей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены администрация МО «Новоспасский район», ООО «Возрождение», Государственную ветеринарную службу Ульяновской области. 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как незаконное. В обоснование жалобы указывает, что судом  неправомерно по требованию прокурора на него была возложена обязанность по принятию мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества – скотомогильника, поскольку в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации правом обращения с данным требованием обладает орган местного самоуправления. Вывод суда о том, что скотомогильник является собственностью субъекта Российской Федерации – Ульяновской области необоснован.  В силу  абзацев 1, 2 пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1  объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к данному Постановлению, к которым относятся и скотомогильники, до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации относятся к федеральной собственности. Доказательств отнесения скотомогильника к собственности Ульяновской области не имеется. Поскольку скотомогильник эксплуатируется ООО «Возрождение» с 09.06.2007, он является владельцем данного объекта недвижимого имущества, автор жалобы полагает, что скотомогильник не может быть отнесен к бесхозяйному имуществу, он подлежит постановке на баланс ООО «Возрождение».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Правительства Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статье 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что на территории МО «К***» Новоспасского района Ульяновской области в *** км *** от села А*** расположен скотомогильник (яма Беккари), который соответствует ветеринарно-санитарным правилам.

По сведениям БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  право собственности на указанный скотомогильник ни за кем не зарегистрировано.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников  (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари).

Доводы кассационной жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что скотомогильник  используется ООО «Возрождение», подлежит постановке на баланс указанного юридического лица,  не являются основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В соответствии с действующим законодательством, учитывая назначение спорного недвижимого имущества, скотомогильник (яма Беккари) не может находиться в собственности юридических лиц, иначе это противоречило бы статье 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Довод жалобы о том, что спорный объект является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 02 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи