Судебный акт
О назначении пенсии досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности
Документ от 11.10.2011, опубликован на сайте 18.10.2011 под номером 28681, 2-я гражданская, о зачете периодов работы в стаж для назначения пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                                         Дело № 33-3600/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   11 октября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я. и Казаковой М.В.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе   Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ишиной О*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о зачете периода работы в льготный трудовой стаж для назначения пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области зачесть в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с 23.09.92 г. по 05.10.92 г. и период работы с 06.10.92 г. по 11.06.95 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации детского стационара городской больницы №*** г. Ульяновска как один год работы за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев и назначить Ишиной О*** А*** трудовую пенсию по старости с 16.06.2011 г.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения истицы Ишиной О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ишина О.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области по зачету в специальный стаж в льготном исчислении для назначения  досрочной трудовой пенсии  периода работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации Городской больницы № *** с 23.09.1992 г. по 05.10.1992 г., периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 06.10.1992 г. по 11.06.1995 г., признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения  к ответчику и назначении досрочной трудовой пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В обоснование своих исковых требований истица указала, что обратилась к ответчику  с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (протокол заседания комиссии № 526 от 29.06.2011 г.) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом период работы с 23.09.1992 г. по 11.06.1995 г. в должности врача - анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации Городской больницы № *** не засчитаны в специальный стаж работы, так как в данный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Полагала, что на день обращения  к ответчику ею выработан необходимый специальный стаж (30 лет), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В период с 23.09.1992 г. по 05.10.1992 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в период с 06.10.1992 г. по 11.06.1995 г. - в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Учитывая, что ее отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г., считала, что период после достижения возраста ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит отменить решение суда, в иске Ишиной О.А. отказать.

В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что действующее трудовое законодательство не предусматривает возможности включения периодов отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет в  специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Полагает, что в период работы истицы в специальный стаж включается частично оплачиваемый  отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, приходящийся на период до 06 октября 1992 года.

В возражениях на кассационную жалобу истица  Ишина О.А. просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 16.06.2011 года истица  Ишина О.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии специального стажа. В специальный стаж истицы был засчитан период её работы продолжительностью 27 лет 9 месяцев 23 дня вместо требуемого – 30 лет.

При этом в специальный стаж не включен в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) не включен отпуск по уходу за ребенком с 23.09.1992 г. по 05.10.1992 г. и с 06.10.1992 г. по 11.06.1995 г.

Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно засчитал в стаж для назначения пенсии период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также период нахождения истицы в отпуске по уходу  за ребенком до 3-х лет после 06.10.1992 года.   

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Однако, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы 23.09.1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с 23.09.1992 г. по 05.10.1992 г. и с 06.10.1992 г. по 11.06.1995 г. подлежат включению в специальный стаж работы истицы для назначения пенсии.  Данный период подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, поскольку истица уходила в отпуск по уходу за ребенком с должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации  детского стационара городской больницы *** г.Ульяновска.

При включении всех вышеуказанных периодов в специальный стаж у истицы на момент обращения в Пенсионный фонд имелся необходимый для назначения пенсии специальный стаж работы продолжительностью 30 лет. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истце пенсию с  16.06.2011 года.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2011 года  оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи