Судебный акт
Иск о возложении обязанности по соблюдению противопожарных требований
Документ от 18.10.2011, опубликован на сайте 01.11.2011 под номером 28848, 2-я гражданская, об обязании совершить определённые действия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мяльдзина С.Н.                                              Дело № 33 – 3670 / 2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          18 октября 2011 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.,

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области и МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05 сентября 2011 года, которым суд решил:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области  удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области и Администрацию муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области  привести в рабочее состояние и оборудовать знаками пожарной безопасности неисправные пожарные гидранты, расположенные р.п.И*** на ул.П***, дом № ***, ул.П***, дома №  ***, ул.М***, дома №№ ***, ***, ул.Л***, дома №№  ***, ***, ***, ***, ***, ***, ул.Д***, дома №№ ***, ***, ***, переулок П***, дома ***, ***, ул.Н***, дома №№ ***, 41!%, ул.П***, дом № ***, ул.К***, дома №№ ***, ***, переулок Г***, дом № ***, ул.С***, дома №№ ***, ***, ***, *** переулок Л***, дом № ***,  ул.У***, дом № ***, ул.Н***, дома №№ ***, ***, ул.К***, дом № ***, ул.О***, дома №№ ***, ***, ул.Ш***, дома №№ ***, ***, ***, ул.С***, дома №№ ***, ***, ***, ул.Т***, дом № ***, ул.М***, дома №№ ***, *** ул.Г***, дома №№ ***, ***, ***, ***.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав Пысенкова А.И., представляющего интересы Администратции МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав Ибаева И.Н., представляющего интересы  Администрации МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, пождержавшего доводы своей кассационной жалобы, а также выслушав прокурора Балашову Н.Н., полагавшую, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд  в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО «Система», МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение», МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании совершить действия по приведение в работоспособное состояние пожарных гидрантов на территории р.п. Ишеевка.

В  обоснование  заявленных требований указано,  что на территории МО «Ишеевское городское поселение» допускаются нарушения п.п.27, 89, 90, 94 Правил пожарной безопасности (ППБ-03), поскольку не исправны и не оборудованы соответствующими знаками пожарные гидранты, расположенные на улицах П***, П***, М***, Л***, переулок П***, Н***, К***,  переулок Г***, Н***, К***, Ш***, С***, Т***, М***.

Водопроводные  сети р.п. Ишеевка, частью которых являются и пожарные гидранты, согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО «Ульяновский район», находятся в собственности МО «Ульяновский район». Согласно договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Ульяновский район», от 04.02.2009, водопроводные сети переданы  в аренду  ООО «Система».

Несмотря на то, что действующим законодательством устранение нарушений требований пожарной безопасности возложено не только на собственников и арендаторов имущества, но и на органы местного самоуправления, до настоящего времени действенные меры, направленные на устранение имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, со стороны собственника водопроводных сетей, в лице Администрации МО «Ульяновский район», эксплуатирующей организации ООО «Система», а также администрацией МО «Ишеевское городское поселение», не принимаются.

Просил обязать  ответчиков устранить нарушения норм пожарной безопасности: привести в исправное состояние и оборудовать знаками пожарной безопасности неисправные пожарные гидранты, расположенные в р.п.И*** на  ул.П***, дом № ***, ул.П***, дома №  ***, ул.М***, дом № ***, ул.Л***, дома №№ ***, ***, ***, ***, ***, ***, переулок П***, дом № ***,  ул.Н***, дома №№ ***, ***, ул.К***, дома №№ ***, ***, переулок Г***, дом № ***, ул.Н***, дома №№ ***, ***, ул.К***, дом № ***,  ул.Ш***, дома №№ ***, ***, ***, ул.С***, дома №№ ***, ***, ***, ул.Т***, дом № ***, ул.Магаданская, дома №№ ***, ***.

Определением суда от 05 сентября 2011 года  гражданское дело  в части требований, заявленных к ООО «Система»,  прекращено  в связи с отказом  прокурора от иска в этой части.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления в части обязания МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области привести в рабочее состояние и оборудовать знаками пожарной безопасности неисправные пожарные гидранты, расположенные р.п.И*** на ул.П***, дом № ***, ул.П***, дом №  ***, ул.М***, дома № ***, ул.Л***, дома №№  ***, ***, ***, ***, ***,  ***, ул.Н***, дома №№ ***, ***, ул.К***, дома №№ ***, ***, ул.Н***, дома №№ ***, ***, ул.К***, дом № ***, ул.Ш***, дома №№ ***, ***, ***, ул.С***, дома №№ ***, ***, ***, ул.Т***, дом № ***, ул.М***, дома №№ ***, ***, переулок П***, дом № ***, переулок Г***, дом № ***.

В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не доказано, что гидранты по данным адресам являются составной частью водопроводных сетей, принадлежащих МО «Ульяновский район».

Кроме того, не установлено наличие зарегистрированного права МО «Ульяновский район» на пожарные гидранты. Ссылается на результаты инвентаризации объектов, сооружений и сетей коммунальной инженерной инфраструктуры, принадлежащих МО «Ульяновский район» от 05 апреля 2011 года, согласно которой пожарные гидранты в собственности МО «Ульяновский район» не значатся.

Считает, что МУ «Администрация МО «Ульяновский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено правомочиями публичного собственника. Органом, уполномоченным от имени собственника –МО «Ульяновский район» принимать решения о распоряжении муниципальным имуществом является МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства неисправности конкретных гидрантов с указанием характера неисправностей и сведений о технических средствах, используемых при проверке. Полагает, что Сводный акт контрольной проверки пожарных гидрантов от 02 июня 2011 года не является допустимым доказательством по делу, поскольку в нем имеется неопределенность понятийного аппарата и не согласованность с федеральным законодательством. Кроме того, данная проверка проводилась в отсутствии представителя МО «Ульяновский район», и по результатам её проведения акт проверки  в адрес администрации не направлялся.

В кассационной жалобе Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области  просит отменить решение суда и в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что судом первой инстанции не приведены нормативные акты, подтверждающие вывод суда о том, что пожарные гидранты отнесены законодателем к мерам первичной безопасности. Не соглашается с выводами суда о том, что обеспечение территории пожарными гидрантами входит в компетенцию поселений.

Кроме того, судом не учтено, что бюджетным законодательством РФ не предусмотрено выделение денежных средств на содержание и ремонт имущества, которое не является собственностью органов местного самоуправления, в том числе пожарных гидрантов, которые являются собственностью района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела.

Сделанные судом выводы подробно мотивированы в решении, согласуются с требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.

Установлено, что согласно выписке  из реестра МО «Ульяновский район»,  в собственности  МО «Ульяновский район» значится водопроводная сеть по улицам П***, П***, М***, Л***, Н***, К***,  Н***, К***, Ш***, С***, Т***, М***, переулкам П*** и Г*** в р.п.И*** У*** района.

Согласно Сводному акту  контрольной проверки пожарных гидрантов от 02 июня 2011 года пожарные гидранты на улицах П***, П***, М***, Л***, Н***, К***, Н***, К***, Ш***, С***, Т***, М***, переулкам П*** и Г*** в р.п.И*** находятся в неисправном состоянии. Характер выявленных  неисправностей заключается в том, что часть пожарных гидрантов либо заасфальтирована,  либо гидранты неисправны.

Согласно  ГОСТ 12.2.047-86 пожарный гидрант – это устройство для отбора воды из водопроводной сети  для тушения пожара.

Собственнику, согласно ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно п.п. 10, 89, 90 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с п.п. 8 и 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.п. 9 и 23 ч.1 ст.8 Устава МО «Ишеевское городское  поселение» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. 

Поскольку пожарные гидранты установлены на водопроводной сети, находящейся в собственности  МО «Ульяновский район» и расположены в административных границах муниципального образования «Ишеевское городское поселение»,  суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что МО «Ульяновский район» как собственник, а МО «Ишеевское городское поселение», как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, обязаны устранить выявленные неисправности пожарных гидрантов, то есть, привести их в рабочее состояние и оборудовать знаками пожарной безопасности.

С учетом всех изложенных обстоятельств и требования закона суд принял правильное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

Довод кассационной жалобы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» о том, что бюджетным законодательством РФ не предусмотрено выделение денежных средств на содержание и ремонт имущества, которое не является собственностью органов местного самоуправления, в том числе пожарных гидрантов, которые являются собственностью района, судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности (в т.ч. содержание в надлежащем состоянии источников противопожарного водоснабжения) в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Доводы кассационной жалобы МО «Ульяновский район» об отсутствии доказательств того, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, принадлежащих району, несостоятельны и опровергаются материалами дела.

Так, согласно выписке из реестра МО «Ульяновский район», в собственности  МО «Ульяновский район» находиться водопроводная сеть по улицам П***, П***, М***, Л***, Н***, К***,  Н***, К***, Ш***, С***, Т***, М***, переулкам П*** и Г*** в р.п.И*** У*** района.

Данные о том, что на указанной территории имеются другие водопроводные сети, отсутствуют, не представлены таковые и автором кассационной жалобы.

Таким образом, пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях МО «Ульяновский район», являются составной частью указанных водопроводных сетей.

По тем же основаниям несостоятельной является ссылка представителя МО «Ульяновский район» на результаты инвентаризации объектов, сооружений и сетей коммунальной инженерной инфраструктуры, принадлежащих МО «Ульяновский район» от 05 апреля 2011 года, согласно которой пожарные гидранты в собственности района не значатся.

Довод кассационной жалобы о недопустимости принятия в качестве доказательства Сводного акта контрольной проверки пожарных гидрантов от 02 июня 2011 года, составленного без участия представителей МО «Ульяновский район» не может быть принят во внимание, поскольку проверка проведена с соблюдением всех требований закона в присутствии представителя администрации МО «Ишеевское городское поселение», поскольку на территории данного муниципального образования, являющегося составной частью МО «Ульяновский район», проводилась проверка технического состояния гидрантов.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области и МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи