Судебный акт
Действия УФМС по отказу в постановке на миграционный учет без миграционной карты являются законными
Документ от 25.10.2011, опубликован на сайте 16.11.2011 под номером 28996, 2-я гражданская, об оспаривании действий УФМС России по Ульяновской области об отказе в регистрации по месту пребывания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                             Дело № 33-3744/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     25 октября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г. и Бабойдо И.А.,

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года, которым:

Заявленные требования Альбертян В*** М*** удовлетворить частично.

Обязать Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области принять у Альбертян В*** М*** документы для постановки на миграционный учет по месту пребывания по адресу: У*** область, Ч*** район, р.п. Ч***, ул.С***, *** без миграционной карты.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Альбертян В*** М*** отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., объяснения  представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области Пангуровой М.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Альбертян В.М.,         полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Альбертян В.М. обратилась в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об оспаривании действий Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области.

В обоснование своего заявления указала, что ранее проживала в Грузии в гражданском браке с гражданином РФ О*** Приехала в Россию 28 апреля 2005 года для проживания совместно со своим гражданским мужем. 06 мая 2005г. она временно зарегистрировалась по адресу: У*** область, Ч*** район, р.п. Ч***, ул. С***, д.***.

В 2005 году Альбертян В.М. вступила в брак с гражданином РФ О*** в 2007 году совместно с мужем купила ½ долю жилого дома и земельного участка по адресу: У*** область, Ч*** район, р.п. Ч***, ул. С***, д.***. Супруги имеют двух несовершеннолетних детей, Э*** и К***, 2003 и 2008 года рождения, дети являются гражданами РФ. В 2010г. брак между ней и О*** был расторгнут.

Обратившись в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о регистрации по месту жительства, получила отказ, в котором ей было рекомендовано выехать из России для продления визы и оформления законного въезда на территорию России.

Заявительница просила признать отказ УФМС России по Ульяновской области в регистрации по месту пребывания незаконным, обязать УФМС России по Ульяновской области принять у нее документы для постановки на миграционный учет по месту пребывания.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что заявительница уже обращалась в суд с жалобой об оспаривании действий УФМС России по Ульяновской области, определением Чердаклинского районного суда от 05 мая 2010г. производство по гражданскому делу по жалобе Альбертян В.М. было прекращено. Кроме того указывает, что извещение о проведении судебного заседания на 15 августа 2011г. было получено УФМС России лишь 15 августа 2011г. Судом не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности, заявительница не представила доказательств, подтверждающих состояние здоровья детей, тяжелого материального положения, а также доказательств попыток на законных основаниях легализоваться на территории РФ. Считает несостоятельным вывод суда о том, что паспорт гражданина Республики Грузия на Альбертян В. является действительным документом, удостоверяющим личность, а также то, что Альбертян В.М. должна быть поставлена на миграционный учет без учета визы. Считает, что суд не применил закон, подлежащий применению. Указывает, что положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод не предусмотрено нелегальное нахождение человека на территории государства-участника Конвенции в целях интересов воссоединения семьи.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.

Возлагая на Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области обязанность принять у Альбертян В.М. документы для постановки на миграционный учет по месту пребывания, без миграционной карты, суд исходил из семейного положения Альбертян В.М., состояния здоровья ее детей, их возраста, наличия в собственности жилого помещения на территории России, отсутствия у заявителя иного места жительства, отсутствия денежных средств на выезд в Грузию для получения визы.

Вместе с тем суду следовало исходить из того, что в целях обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан и лиц без гражданства нормальных условий во время их пребывания на территории Российской Федерации законодательством установлены обязательные для исполнения указанной категорией  граждан требования, закрепленные в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральном  законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

При этом следовало учитывать, что законно находящийся в Российской Федерации признается иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

По делу  установлено, что Альбертян В.М. является гражданкой Грузии, 17 марта 2005 года ей выдан паспорт Грузии, который действителен до 17 марта 2015 года. На территорию Российской Федерации она въехала на основании визы 28 апреля 2005 года, что подтверждается миграционной картой. С 6.05.2005 по 28.07.2005 имела временную  регистрацию по адресу: У*** область Ч*** район р.п. Ч***, ул. С***, д. ***. 4.06.2005 года вышла замуж за О***., гражданина РФ. 1.03.2007 года совместно с О*** приобрела по договору купли- продажи 1\2 долю жилого дома и земельного участка по адресу: р.п. Ч***, ул. С***, ***. В период проживания в р.п. Ч*** У*** области, в 2008 году у нее родился сын О***., в 2003 году родилась дочь О***., дети являются гражданами Российской Федерации. Брак с О*** расторгнут 16.07.2010 года на основании решения мирового судьи судебного участка № *** Чердаклинского района Ульяновской области.

В дальнейшем виза не продлевалась, иные документы о пребывании Альбертян В.М. на территории России не оформлялись.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

Виза - разрешение на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 335). Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.

Названным Федеральным законом и Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»  предусмотрены основания и порядок постановки на миграционный учёт иностранных  граждан.

Данные законы на момент въезда заявителя  действовали, однако  были Альбертян В.М. проигнорированы.

Поскольку срок действия визы у Альбертян В.М. истек, в настоящее время она находится на территории РФ без законных оснований.

При рассмотрении дела суд первой инстанции не применил положения законодательства, которые в данном случае необходимо было применить.

Таким образом, постановленное по делу решение признать законным и обоснованным нельзя, оно подлежит отмене.

Судебная коллегия, оценивая в совокупности все доказательства по делу, приходит к выводу о том, что Альбертян В.М. не имеет права требовать от УФМС России по Ульяновской области постановки на миграционный учет без миграционной карты.

Представленное Альбертян В.М. в суд кассационной инстанции заявление, заверенное нотариусом, об оформлении выхода из гражданства Республики Грузия, адресованное в посольство Республики Грузия, не является основанием для удовлетворения ее требований. Кроме того, заявителем не представлено доказательств отправки данного заявления адресату, в заявлении не указан адрес посольства, а лишь указан г. Москва, в настоящее же время Секция интересов Грузии находится при посольстве Швейцарии в РФ.

Судебная коллегия полагает возможным  постановить по делу новое решение об отказе Альбертян В.М. в признании незаконными действий должностных лиц УФМС РФ по Ульяновской области по отказу в регистрации по месту пребывания, возложении обязанности по постановке на миграционный учет по месту пребывания, поскольку никаких правовых оснований для этого не имеется.

 

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года отменить, постановить новое решение.

В удовлетворении заявления Альбертян В*** М*** об оспаривании действий УФМС России по Ульяновской области по отказу в регистрации по месту пребывания, возложении обязанности по постановке на миграционный учет по месту пребывания отказать в полном объеме.

 

Председательствующий                              

Судьи