Судебный акт
Об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества
Документ от 08.11.2011, опубликован на сайте 19.11.2011 под номером 29202, 2-я гражданская, о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                        Дело №  33-3952/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  08 ноября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей  Фоминой В.А. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 09 сентября 2011 года, по которому суд  решил:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта  государственной собственности субъекта РФ - Ульяновской области   гидротехнического сооружения пруда, расположенного на овраге «Сосновый», 14,5 км от с. Черемушки Муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» по автодороге Инза-Аристовка 11 км западнее села Малая Борисовка, 4,5 км. от населенного пункта.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., выслушав объяснения представителя Правительства Ульяновской области Грызуновой Ю.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Инзенского  района Ульяновской области обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к Правительству Ульяновской области об обязании принять меры к постановке на учет в  Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области следующего бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения  пруда, расположенного на овраге Сосновый, 14,5 км от с. Черемушки Муниципального образования  Черемушкинское сельское поселение по автодороге Инза-Аристовка 11 км, западнее села Малая Борисовка, 4,5 км от населенного пункта, указав следующее.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории  Инзенского   района  расположено вышеуказанное гидротехническое сооружение, которое в настоящее время собственника не имеет.  Согласно ст. 5 Федерального  закона от 21.07.1997 года за №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением  вопросов безопасности гидротехнических  сооружений, находящихся в муниципальной собственности, участие в  реализации государственной политики в области обеспечения  безопасности  гидротехнических  сооружений, разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности  гидротехнических сооружений, обеспечение  безопасности ГТС при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, принятие решений об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений  законодательства о безопасности гидротехнических  сооружений, участие в ликвидации последствий  аварий ГТС, обеспечение  безопасности ГТС, находящихся в собственности субъектов РФ. 

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 года за № 042-ЗО «О Правительстве Ульяновской области», Правительство Ульяновской области  в пределах своей компетенции  участвует в проведении единой государственной политики по охране  окружающей среды и обеспечению  экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную  окружающую среду, по обеспечению  экологического благополучия и обеспечению  населения  информацией  о состоянии окружающей среды.  

Согласно п. 1 ст. 130  ГК РФ к недвижимым вещам  относятся  участки недр, обособленные водные объекты.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности  на которую,  собственник отказался.

Бесхозяйные  недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Указанное ГТС в собственность Ульяновской области не принято, в результате  бесхозности ГТС пруда не обеспечена его безопасность. Просил возложить на Правительство Ульяновской области   обязанность обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как  бесхозяйного недвижимого  имущества ГТС пруда, расположенного на овраге Сосновый, 14,5 км от с. Черемушки Муниципального  образования Черемушкинское сельское поселение по автодороге Инза-Аристовка 11 км западнее села Малая Борисовка, 4,5 км от населенного пункта.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО «Инзенский район», Администрация МО «Черемушкинское сельское поселение», Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

 

Рассмотрев спор по существу, суд  принял приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе представитель ответчика Правительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит отменить решение суда в части обязания Правительства Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта РФ  - Ульяновской области гидротехнического сооружения, указывая, что судом нарушены нормы материального права. Судом неверно применена ст.225 ГК РФ, в соответствии с которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.  Таким субъектом является муниципальный орган. В жалобе ссылается на позицию Верховного суда РФ, изложенную в определении № 47-Впр10-1 от 21.04.2010. порядок отнесения мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов РФ в настоящее время не установлен, поэтому подлежат применению нормы постановления ВС РФ от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Объекты государственной собственности, не указанные в Приложении 1-3 к данному постановлению, к которым относятся гидротехнические сооружения, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Вывод суда о том, что при отсутствии права собственности на ГТС любых других субъектов автоматически устанавливает собственность субъектов Российской Федерации на спорное ГТС, основан на неправильном применении норм материального права.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Материалами дела установлено, что на территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области имеется пруд с гидротехническим сооружением (далее по тексту ГТС), расположенный на овраге «Сосновый», 14,5 км от с. Черемушки Муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» по автодороге Инза-Аристовка 11 км западнее села Малая Борисовка, 4,5 км. от населенного пункта. Указанное ГТС является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

 

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и  осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее  снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов  хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии   гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине  неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной  ситуации.

Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности  РФ и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам РФ.  Российская Федерация  и ее субъекты наряду с муниципальными образованиями участвуют  в гражданских правоотношениях  на равных началах с участниками данных правоотношений.

 

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель»  к собственности субъектов  РФ относятся отдельно расположенные  ГТС, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.

 

Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что спорное бесхозяйное ГТС расположено на землях, находящихся в собственности субъекта РФ – Ульяновской области.

В силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться…. имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 года за № 042-ЗО «О Правительстве Ульяновской области», Правительство Ульяновской области  в пределах своей компетенции  участвует в проведении единой государственной политики по охране  окружающей среды и обеспечению  экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную  окружающую среду, по обеспечению  экологического благополучия и обеспечению  населения  информацией  о состоянии окружающей среды.  

 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения именно на Правительство Ульяновской области обязанности по принятию мер к постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации (Ульяновской области) недвижимого имущества – гидротехнического сооружения пруда, расположенного на овраге «Сосновый», 14,5 км от с. Черемушки Муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» по автодороге Инза-Аристовка 11 км западнее села Малая Борисовка, 4,5 км от населенного пункта.

Доводы кассационной жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.                                                                       В частности утверждение о том, что данное ГТС является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ульяновской области - без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи