Судебный акт
Спор об устранении препятствий в пользовании земельным участком
Документ от 08.11.2011, опубликован на сайте 18.11.2011 под номером 29219, 2-я гражданская, о приведении границ земельного участка в соответствие с устан.границами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                       Дело № 33-3821/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              08 ноября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л., 

судей Полуэктовой С.К. и Маслюкова П.А.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шараповой С*** Н*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 сентября 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Тухфетуллиной А*** А***, Шараповой С*** Н***, Тверсковой Е*** В***, Селяхова Р*** Н*** к Терентьеву А*** М***, Терентьевой Л*** П*** об устранении препятствий в пользовании земельным участком и приведение границ земельного участка в соответствии с установленными границами отказать.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., объяснения истцов Тухфетуллиной А*** А***, Шараповой С*** Н*** и ее представителя – адвоката Фасхутдинова Р.Т., поддержавших доводы кассационной жалобы, ответчиков Терентьева А*** М***, Терентьевой Л*** П***, их представителя – адвоката Вебер И.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тухфетуллина А.А., Шарапова С.Н., Тверскова Е.В., Селяхов Р.Н. обратились в суд с иском к Терентьеву А.М., Терентьевой Л.П. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и приведение границ земельного участка в соответствии с установленными границами.

Истцы в обоснование своих требований указали, что в 2006 году в районе поселка *** в г. Ульяновске было сформировано и передано в собственность гражданам три земельных участка. Беляева Т.Г., Ткач В.А., Б*** К.А. приобрели в общую долевую собственность земельный участок, площадью 4200 кв.м; Беляева Т.Г., Г*** Д.М., Г*** М.,С., Б*** З.Ш. - земельный участок, площадью 4200 кв.м; З*** И.А., С*** Д.А., С*** А.И., Селяхов Р.Н., Г*** Е.Д., К*** Т.Н., Т*** В.И., Б*** В.Н. - земельный участок, площадью 8400 кв.м.

Сособственники каждого из трех земельных участков в 2008 году заключили соглашение по порядку пользования, изготовили проект территориального землеустройства по разделу земельных участков, в соответствии с чем земельный участок, площадью 4200 кв.м, Беляева Т.Г., Ткач В.А., Б*** К.А. разделили на 5 участков, из которых один земельный участок, площадью 1467 кв.м, с кадастровым номером *** оформили в долевую собственность. Другие участки также были реально разделены между собственниками.

19.02.2009 г. указанные лица заключили договор безвозмездного срочного пользования, в соответствии с условиями которого обязались предоставить в безвозмездное срочное пользование принадлежащие им на праве общей долевой собственности земельные участки: площадью 1467 кв.м (кадастровый номер ***), площадью 504 кв.м (кадастровый номер ***), 1740 кв.м (кадастровый номер ***), для проезда собственников прилегающих земельных участков. Согласно пункту 4 договора в случае отчуждения кем-либо из сособственников своей доли вышеуказанных участков, права и обязанности по данному договору переходят новому собственнику.

29.12.2009 г. ответчики Терентьева Л.П., Терентьев А.М. приобрели в собственность у Б*** К.А. в общую долевую собственность по ½ доли каждый жилой дом по ул. Р*** дом *** в пос. *** в г. Ульяновске и земельный участок в общую долевую собственность в размере 1/6 доли каждый с кадастровым номером ***.

В нарушение условий договора безвозмездного пользования, а также указанного соглашения ответчики Терентьевы установили кирпичный забор на бетонном фундаменте, границы которого выступают на расстояние 1,2 метра от красной линии по ул. Р*** и на расстояние 6,0 метров от красной линии по адресу: в 29-ти метрах южнее домовладения *** по ул. Р***.

Истцы указали, что в результате противоправных действий ответчиков они не могут проехать к своим земельным участкам и домовладениям, к их домовладениям не могут проехать также пожарные и ассенизаторские машины. Кроме того, забор, установленный ответчиками, препятствует установлению опор для проведения электрических сетей к их земельным участкам. 

Истцы просили суд обязать ответчиков не чинить препятствий  в пользовании ими земельным участком, площадь 1467 кв.м (кадастровый номер ***), для проезда и прохода к прилегающим им земельным участкам; обязать ответчиков восстановить свои земельные участки в прежних границах в соответствие с межевыми знаками; обязать ответчиков снести забор на бетонном фундаменте в части выступающей от красной линии по ул. Р*** от точки границы земельного участка *** по направлению к точке границы земельного участка ***, также от точки границы земельного участка *** по направлению к точке границы земельного участка ***, по адресу в 29-ти метрах южнее домовладения *** по ул. Р***, пос. ***, г. Ульяновск. Кроме того просили взыскать с ответчиков понесенные по делу судебные расходы.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ТСЖ «Тёплый посад», Беляева Т.Г., Ткач В.А., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные по делу требования по существу, Заволжский районный суд постановил вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе истица Шарапова С.Н. ставит вопрос об отмене решения суда.

Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что ответчики самовольно изменили границы двух земельных участков без согласования данного вопроса с собственниками смежных земельных участков, а именно, они установили забор с бетонным фундаментом на земельном участке с кадастровым номером *** таким образом, что изменили границы двух земельных участков, определенных правоустанавливающими документами.

Данные действия ответчиков нарушают как противопожарные требования, так и требования градостроительного регламента.

По утверждению автора жалобы, доступ к принадлежащему ей домовладению в связи с установкой ответчиками забора стал возможен только через территорию поля, а не по грунтовой дороге. Просит учесть, что проезд через поле возможен только летом, так как в другое время года из-за непогоды в поле нет дороги.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером *** согласно проекту территориального землеустройства является единым участком, на котором не предусмотрена установка забора, либо строительство иных сооружений.

В возражениях на кассационную жалобу Шараповой С.Н. ответчики Терентьевы А.М., Л.П. просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как установлено по делу, стороны являются собственниками сформированных в 2006 году трех земельных участков, расположенных в пос. *** в г. Ульяновске.

В каждом из участков имеются участки, находящиеся в общей долевой собственности.

Ответчики Терентьева Л.П. и Терентьев А.М. принадлежащий им земельный участок, площадью 874 кв.м, приобрели в собственность на основании договора купли-продажи от 11.12.2009 г. у прежнего владельца - Б*** К.А. На данном земельном участке расположено домовладение ответчиков.

Сособственниками земельного участка, площадью 1467 кв.м (кадастровый номер ***), по поводу пользования которым и возник спор, являются в равных долях Ткач В.А., Беляева Т.Г., а также ответчики Терентьева Л.П. и Терентьев А.М. (последние по 1/6 доли каждый). Данный участок расположен по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ООО *** в 29 м южнее домовладения *** по ул. Р*** п. ***, он относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.

Истцы также имеют личной собственности и в общей долевой собственности соседние участки, в том числе земельный участок общей площадью 1740 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ООО ***, в 29 м восточнее домовладения *** по ул. Р*** п. ***, по 1/9 доли каждый.

Истцы полагают, что возведенный ответчиками при своем домовладении забор, выступающий на спорный земельный участок, площадью 1467 кв.м (кадастровый номер ***), ущемляет их права.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к объективному выводу о необоснованности заявленных по делу требований.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Всей совокупностью проверенных по делу доказательств установлено, что сособственниками спорного земельного участка (кадастровый номер ***) Беляевой Т.Г., Ткач В.А. и Терентьевыми Л.П. и А.М. не допущено нарушений земельных прав истцов, ими в установленном законом порядке была определена судьба указанного участка.

Так, соглашением от 20.06.2011 г. данными лицами был установлен порядок пользования этим земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, в соответствии с которым Ткач В.А. не претендует на право пользования данным участком, не препятствует возведению на нем строений и сооружений (кроме жилых) и при необходимости дает согласие на выделение этого участка из общей долевой собственности в собственность Беляевой Т.Г. и Терентьевой Л.П., Терентьева А.М.

Доказательств, свидетельствующих о незаконности указанного соглашения, а также о нарушении прав истцов, как собственников соседних земельных участков, по делу не представлено.

Также по делу не было получено объективных данных, подтверждающих доводы иска в той части, что сособственники спорного участка (кадастровый номер ***) Беляева Т.Г., Ткач В.А. и Терентьевы Л.П. и А.М. взяли на себя обязательства по исполнению подписанного 19.02.2009 г. риэлторами Б*** Е.В. и В.Н. договора безвозмездного срочного пользования, согласно которому указанный участок предназначается для проезда собственников соседних земельных участков.

Как было указано выше, спорный земельный участок находится в общей долевой собственности ответчиков и третьих лиц Беляевой Т.Г. и Ткач В.А., он не может быть отнесен к землям общего пользования для обустройства на нем автомобильной дороги.

Муниципальными службами района данный участок в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 262 ГК РФ и 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не был истребован для его использования в качестве территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Следует отметить, что истцы не заявляли по делу требований о предоставлении права ограниченного пользования спорным участком (сервитута), предусмотренного ст. 274 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011), ими также не были представлены данные, указывающие на необходимость такого обременения.

Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.  Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Статьей 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Конкретные обстоятельства спорных правоотношений дают основание признать, что ответчики Терентьевы Л.П. и А.М., а также третьи лица Беляевой Т.Г., Ткач В.А., в части распоряжения спорным участком (кадастровый номер ***)  не нарушили положения названных норм права, их действия также полностью соотносятся и с требованиями ст.40 ЗК РФ, определяющей права собственников земельного участка.

Приведенное в кассационной жалобе иное толкование названных норм права закона судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку оно является неверным.

Другие доводы, приведенные в жалобе, также выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шараповой  С*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи