Судебный акт
Досрочная пенсия по старости (педагогическая деятельность)
Документ от 20.12.2011, опубликован на сайте 28.12.2011 под номером 29902, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Сизова Г.М.                                                                          Дело-33- 4449/2011 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               20 декабря 2011 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Казаковой М.В., Нефедова О.Н.

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Клюевой Т*** В***      к  Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области удовлетворить.

Признать  отказ Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области  в назначении Клюевой Т*** В***  досрочной трудовой пенсии по старости  в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности незаконным.

Обязать  Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе зачесть Клюевой Т*** В***    в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности период:

отпуска  по уходу за ребенком  с 4 марта  1992 года  по 11  сентября 1994 года в льготном исчислении как 1 год  за 1 год 3 месяца.

Обязать  Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области  назначить Клюевой Т*** В***  досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 18 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Клюева Т.В.  обратилась в суд с иском   к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ  в Тереньгульском  районе Ульяновской области ей  отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого специального стажа. Согласно выводам Комиссии  фактически выработанный льготный стаж на дату обращения за назначением досрочной пенсии по старости составил 24 года  1 месяц 17 дней.  При этом  период  отпуска по уходу за ребенком, 22.12.1991 года рождения, -  с 04.03.1992 по 05.10.1992 ответчиком зачтен в календарном исчислении, отпуск по уходу за ребенком  с 6.10.1992  по 11.09.1994 не включен в специальный стаж. Просила обязать пенсионный орган включить в льготный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.03.1992 года по 11.09.1994 год в льготном исчислении и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости. 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что суд необоснованно применил ст.167 КЗоТ РСФСР, поскольку данная статья не регулировала вопросы о порядке исчисления периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком для назначения пенсии на льготных условиях. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрено льготное исчисление периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком с 04.03.1992 по 11.09.1994 мог быть исчислен только в календарном порядке, поскольку она в указанный период фактически не выполняла свои должностные обязанности.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 18.08.2011 Клюева Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с  осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27 октября 2011 года Клюевой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа  25 лет (по мнению комиссии фактический льготный  стаж работы на дату обращения составил 24 года  1 месяц 11 дней).  В льготный стаж ответчиком период ухода истицы за ребенком  с 04.04.1992 по 11.09.1994 включен в календарном исчислении, период  отпуска с 06.10.1992 года  по 11.09.1994 не включен в специальный стаж.

Перед предоставлением отпуска по уходу за ребенком – К***, ***.1991 года рождения, Клюева Т.В. работала в должности  участкового врача-терапевта  Тереньгульской ЦРБ  на полную ставку.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о досрочном назначении Клюевой Т.В. трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения указанных требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшие место до 6 октября 1992 г., включаются  в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Указанное подтверждается  пунктом 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 375/24-11, где предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истицы периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в льготном порядке, с учетом которых ее специальный трудовой стаж в сельской местности составил более 25 лет, и правомерно обязал ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Теренгульском районе Ульяновской области в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, так как  они основаны на неправильном толковании вышеуказанных  норм материального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: