Судебный акт
Осуждение по ст. 162 ч.2 УК РФ признано законным и обоснованным
Документ от 21.12.2011, опубликован на сайте 28.12.2011 под номером 29983, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья  Давыдов Ж.А.                                                                 Дело № 22 –4620/2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     21 декабря 2011 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Рузавиной Т.А.,

судей Кабанова В.А. и  Геруса М.П.,

при секретаре  Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 декабря 2011 года  кассационную жалобу адвоката Гобенко Е.Б.  в интересах  обвиняемого Гулиева М.Н. на приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября  2011 года, которым                                                              

 

ГУЛИЕВ М*** Н*** ***  несудимый,

 

осужден по части 2 статьи 162 УК РФ (в редакции ФЗ РФ от 07.03.2011 № 26-ФЗ) к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

 

Мера пресечения до этапирования в исправительную колонию общего режима оставлена  без изменения  -  заключение под стражей.

 

Срок отбытия наказания Гулиеву М.Н. постановлено исчислять со дня розыска и задержания.

 

Постановлено взыскать в солидарном порядке с Гулиева М.Н., К*** В.В., К*** Э.Р. в  пользу С*** М.А. в счет  возмещения материального ущерба 6400 рублей,  с Гулиева М.Н. в пользу С*** М.А. в счет компенсации морального вреда 80 000 рублей.

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., выступления адвоката Гобенко Е.Б. и прокурора Лобачевой А.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Приговором суда, вынесенным в отсутствие подсудимого (ч.5 ст.247 УПК РФ),   Гулиев М.Н. признан виновным в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия. 

 

Преступление  им было совершено *** года в г. *** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В кассационной жалобе адвокат Гобенко Е.Б. считает приговор суда  незаконным, необоснованным и чрезмерно суровым. Считает, что с самого начала предварительного следствия Гулиев М.Н. давал последовательные и  правдивые показания,  в которых не отрицал, что завладел сотовыми телефонами и деньгами потерпевшего С*** М.А.. При первой же встрече с потерпевшим Гулиев М.Н.  принес свои извинения и обещал возместить причиненный ущерб. При этом он указывал, что разбойного нападения не совершал, в автомашине ударов С*** М.А. ни он, ни кто-то другой не наносили. Пластиковые карты он у потерпевшего не видел и соответственно их не забирал. Оружия у него, в том числе и ножа в руках не было.  Считает, что данные показания Гулиева М.Н. подтверждаются показаниями свидетелей К*** Э.Р. и К*** В.В., а показания С*** М.А. противоречат им, и ничем  иным не подтверждаются. Нож, которым Гулиев М.Н. якобы угрожал потерпевшему,  в ходе следствия обнаружен не был. Согласно ст.49 Конституции РФ, п.3 ст.14 УПК РФ все противоречия должны трактоваться в пользу подсудимого. Указывает, что оглашенные в судебном заседании показания свидетелей Г***а, У***, С***, также  не подтверждают показания С*** М.А., и не доказывают вину Гулиева М.Н. в инкриминируемом деянии. Считает, что в приговоре суд лишь формально перечислил данные о личности осужденного, не учел их при вынесении приговора и определении размера наказания. Гулиев М.Н. характеризуется по материалам уголовного дела удовлетворительно, он женат, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, работал на рынке, имел заработок, на учетах не состоит. К административной ответственности не привлекался, судимость снята и погашена. Осужденный являлся главным и единственным кормильцем в семье. Кроме того, полагает, что размер морального вреда несоразмерен с доходами Гулиева М.Н. Просить приговор изменить, переквалифицировать действия Гулиева М.Н. на ч.1 ст.161 УК РФ и  ч.1 ст.116 УК РФ, назначить  ему наказание с применением ст.73 УК РФ, не связанное с реальным лишением свободы, а также снизить размер компенсации морального вреда, взысканный с осужденного.

 

Кассационное  представление государственного обвинителя   отозвано  в  соответствии  с частью 3 статьи 359 УПК  РФ.

 

В судебном заседании:

-  адвокат Гобенко Е.Б. поддержала доводы жалобы в полном объеме, а также указала, что осужденный не был надлежащим образом извещен  о времени и месте судебного разбирательства, дело было рассмотрено с нарушением ч.5 ст.247  УПК РФ;

- прокурор  Лобачева А.В. возражала против доводов жалоб и обосновала их несостоятельность и  указала на отсутствие оснований для отмены приговора.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав выступления вышеуказанных лиц, судебная коллегия считает приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Вопреки доводам кассационной жалобы судом правильно установлены фактические обстоятельства  дела, а вывод о виновности Гулиева М.Н. в преступлении, описанном в приговоре, сделан на основе совокупности  доказательств, исследованных  в  судебном  заседании, которым в приговоре дана  надлежащая  и  правильная  оценка.

 

Так, потерпевший С*** М.А. давая последовательные показания об обстоятельствах совершенного преступления 15 апреля 2010 года, указал о конкретных действиях осужденного Гулиева М.Н.  В частности он указал, что к его автомашине подошли ранее незнакомые К*** В.В., К*** Э.Р., Гулиев М.Н.  стали наносить по ней удары, кто-то из них показал удостоверение, а  К*** В.В. направил на него пистолет, похожий на травматический. Когда он  вышел К*** В.В. и Гулиев М.Н.  сняли с его плеча  с документами на автомашину,  денежными средствами  в сумме 6400 рублей, телефоном «***»; двумя пластиковыми картами Сбербанка России. Ему приказали сесть в автомашину «***», в ней слева  от него сел  Гулиев М.Н., который приставил нож к его левой щеке и  его повезли на берег реки ***, в это время Гулиев М.Н.  нанес  один удар в область левого уха.  Затем машина остановилась в неосвещаемом месте, где  парень по имени Виктор стал требовать с него передачи 500 000  рублей, затем сумма снизилась до 50 000 рублей, при этом он и Гулиев М.Н.  угрожали убийством в случае  отказа передать деньги, и осужденный также нанес 2 удара кулаком в грудь, а К*** В.В.  в это время наставил пистолет в голову.  Требовали назвать  пин-код банковской карточки, поняв, что он назвал им неверный номер, Гулиев М.Н. и Виктор нанесли  каждый не менее  по одному удару кулаками по его лицу, угрожая убийством, если он не назовет верный пин-код. Гулиев М.Н.  стал осматривать его карманы  одежды,  обнаружил  и забрал сотовый телефон «*** ***»  и травматический пистолет «***»,  отбирая  который, он, а также К*** Э.Р., К***В.В., и Виктор стали наносить удары. При этом  Гулиеву М.Н.  удалось забрать его пистолет, его он приставил к виску и  сказал, что если он вновь сказал им  неверный пин-код, то они его убьют.  Его вывели из машины, при этом К*** В.В. продолжал наставлять на него пистолет, а Гулиев размахивал перед его лицом ножом, и говорил, что потерпевший поедет с ними, и если опять пин-код будет неверный, то они его убьют. Через некоторое время Виктор сказал Гулиеву, чтобы он его отпустил. При этом ему вернули ключи от автомашины, пистолет без патронов, сумочку с документами на машину, велели идти к магазину «Провиант» и не оборачиваться. Таким образом, у него были похищены из сумки деньги в сумме 6400 рублей, два сотовых телефона, банковские карточки. 

Аналогичные показания были даны  потерпевшим С*** М.А. в ходе проведения проверки показаний на месте. Кроме того, потерпевшим было продемонстрировано, кто из подсудимых занимал определенное место в автомашине под управлением К*** Э.Р., какие действия в отношении него ими производились, были показаны механизм нанесения  ему ударов, точки приложения ударов, способ  применения  ножа  и  пистолета.

Согласно протоколу опознания С*** М.А. среди  предъявленных ему лиц был опознан Гулиев М.Н., который находился ***. в автомашине «*** ***»  вместе с К*** В.В. и К*** Э.Р., наносил ему удары, и в руке у него находился нож, который он приставлял к левой щеке потерпевшего.

Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно приведенные показания потерпевшего признал  правдивыми и положил в основу обвинительного приговора, дал им оценку в совокупности с собранными по делу доказательствами, привел в приговоре мотивы признания этих показаний соответствующими фактическим обстоятельствам дела. По делу не установлены данные, свидетельствующие о том, что потерпевший имел основания для оговора  данного осужденного. Кроме того, его показания согласуются и подтверждаются другими доказательствами  по  делу.

Достоверность показаний потерпевшего о нанесении ею ударов осужденным и другими лицами подтверждена выводами  судебно-медицинских экспертиз,  согласно которых  у С*** М.А. обнаружены телесные повреждения: кровоподтеки в левой надбровной области, на спинке носа, вокруг правого глаза, на левой ушной раковине, ушибленная рана на нижнем веке правого глаза по наружному краю, кровоизлияние в склеру правого глаза от 8 до 10 час. Повреждения получены от воздействия тупого твердого предмета, могли  образоваться  15.04.2010г.  не менее от  четырех воздействий.

Из  заключения экспертизы,  следует, что след руки, обнаруженный и изъятый в ходе осмотра автомашины потерпевшего  «***», оставлен  ладонью правой  руки  Гулиева М.Н.

Достоверность данных экспертных заключений сомнений не вызывает, поскольку экспертизы проведены квалифицированными экспертами в соответствии с уголовно-процессуальным законом, с учетом всех необходимых медицинских документов  и  материалов уголовного дела.

При этом показания  потерпевшего о попытках снять деньги с его банковской карты  также подтверждены  справкой, протоколом выемки, осмотра видеодиска, согласно которых следует, что с банковской карты № *** открытой на имя С*** М.А., 15.04.2010г. в 22:09:10, 22:09:43 производились попытки снятия наличных денежных средств в банкомате № *** по адресу ул.***. Операции были отклонены в виду неверного пин-кода.

Из показаний свидетеля  М*** Л.В., следует, что   16 апреля 2010г. он находился на  рынке по ул. Промышленной г. Ульяновска, где у  мужчины по имени М***,  который также работал на этом рынке,  приобрести два сотовый телефон марки «***»  за 400 рублей каждый. В этот же день один телефон продал  незнакомому ему ранее покупателю за 600 рублей.

Согласно  показаниям свидетеля У*** Р.А., в апреле 2010г. он на рынке по ул. Промышленной г.Ульяновска приобрел за 600 рублей сотовый телефон «*** ***», о том, что он был похищен, узнал  лишь от сотрудников милиции.

В ходе следствия  данный телефон был изъят в ходе выемки и опознан потерпевшим  С*** М.А.  как похищенный у него 15.04.2010г.

 

Из показаний свидетеля Г*** А.Ю., следует, что  ***. около 19 около торгового центра «Дарс»  у незнакомого мужчины он приобрел  сотовый телефон «***» в корпусе черного цвета. Телефон в последующем был у него изъят.

Согласно протоколам выемки,  у Г*** А.Ю. был изъят сотовый телефон марки «***» ***, а у С*** М.А. был изъят кассовый чек на сотовый телефон  «***»  IMEI ***.

Вопреки доводам жалобы, показания  вышеуказанных свидетелей также являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

Факт использования Гулиевым М.Н.  травматического пистолета также подтверждается материалами дела,  поскольку  согласно протоколу выемки  у С*** М.А. был изъят травматический пистолет марки «***» № ***, которым  угрожал  осужденный.

Вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции непосредственно тщательно исследовал все доказательства, выяснил причины противоречий и  дал им надлежащую оценку в приговоре  как каждому в отдельности, так и в совокупности. Все приведенные в приговоре доказательства получены с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства и являются  допустимыми и достаточными для признания  Гулиева М.Н.  виновным в указанном преступлении.

Уголовно-правовая оценка действиям Гулиева М.Н. по ст. 162   ч. 2 УК РФ как разбоя, то есть нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного  с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья, с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия, вопреки доводам кассационной жалобы, судом дана правильно, и оснований для их переквалификации на другие статьи УК РФ, судебная коллегия не находит.

Выводы суда об этом являются обоснованными и мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Суд первой инстанции верно установил, что в ходе открытого завладения имуществом потерпевшего С*** М.А., и  высказывания требований  о передаче имущества, осужденный Гулиев М.Н.,  вышел  за рамки состоявшегося сговора, и  по собственной инициативе применил нож, приставив его лезвие к щеке потерпевшего, а затем по собственной инициативе угрожал С*** М.А. применением травматического пистолета, изъятого у  последнего, высказывали угроз применения насилия опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Поскольку Гулиев М.Н. для достижения своей цели применял нож, а именно приставлял его лезвие к щеке потерпевшего, а также приставлял к голове огнестрельное оружие ограниченного поражения, заряженное патронами травматического действия и готовое к производству выстрелов,  суд  обоснованно  пришел к выводу, что  квалифицирующий признак «с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия» также нашел себе подтверждение в судебном заседании.

 

Таким образом, у судебной коллегии не имеется оснований для дачи иной оценки исследованным  судом первой инстанции доказательствам и сделанным на их основании  выводам.

Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что в ходе следствия не был обнаружен нож, которым осужденный угрожал потерпевшему, само по себе  также не ставит под сомнение объективность показаний последнего в этой части.

При этом ссылки  адвоката осужденного  в жалобе в подтверждение доводов на показания потерпевшего и  свидетелей  в той части, в которой они  не  отражены в протоколе судебного  заседания, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как замечания на протокол были рассмотрены судом в  порядке,  установленном статьей 260 УПК РФ, и  мотивированным постановлением отклонены.

Оснований сомневается в  обоснованности принятого судом решения в этой части судебная коллегия не усматривает.

 

Исследовав обстоятельства, подлежащие доказыванию, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, суд оценил их по правилам ст. 88 УПК РФ и в соответствии со ст. 307 УПК РФ указал мотивы, по которым он в основу своих выводов положил одни доказательства и отверг другие, в частности  показания свидетелей  К*** Э.Р. и К*** В.В. (ранее осужденных за это преступление), а также С*** В.А., которым  судом дана надлежащая и правильная оценка, и вопреки доводам жалобы, суд  обоснованно оценивал как не объективные, изложенные в них сведения, поскольку давая их, также защищались от  выдвинутых в отношении них обвинений.

 

Вопреки приведенным доводам, какого-либо нарушения уголовно- процессуального закона при рассмотрении дела в отсутствие Гулиева М.Н. судом допущено не было.

В соответствии с положениями части 5 статьи 247 УПК РФ, в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.

Из материалов дела следует, что подсудимый Гулиев М.Н. уклонялся от явки в судебное заседание, принятыми мерами его явка обеспечена не была, он объявлен в розыск,  в связи с чем производство по делу приостанавливалось,  каких-либо данных о привлечении  Гулиева М.Н. к ответственности по данному делу на территории другого государства, не имелось. О рассмотрении дела  в вышеуказанном порядке судом было вынесено мотивированное постановление,  а само дело рассмотрено с участием защитника. 

 

Наказание осужденному  Гулиеву М.Н., назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, всех обстоятельств дела, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, смягчающих наказание обстоятельств,  в том числе, приведенных в кассационной жалобе, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств.

С учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденного возможно только в условиях изоляции от общества, и назначил ему наказание в виде реального лишения свободы. В соответствии с требованиями закона в приговоре приведены мотивы назначения наказания.

При этом суд сделал обоснованный вывод о том, что  не имеется оснований для назначения Гулиеву М.Н.   наказания с применением статей 73 и 64 УК РФ.

Вышеуказанные выводы суда являются мотивированными и основаны на законе.

Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного закона при назначении осужденному наказания, влекущих отмену или изменение приговора, вопреки доводам жалобы, судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено.

Рассматривая исковые требования  С*** М.А. о взыскании с  Гулиева М.Н. компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, суд с учетом  степени причиненных ему физических и  нравственных страданий,  материального положения осужденного, а  также исходя из  требований разумности,  счел возможным удовлетворить их частично.

При таких обстоятельствах  оснований для признания размера компенсации морального вреда завышенным, на что обращается внимание   в кассационной жалобе, не имеется.

Нарушений уголовно - процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора,  также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 ноября 2011 года в отношении осужденного ГУЛИЕВА М*** Н*** *** оставить без изменения, а  кассационную жалобу адвоката Гобенко Е.Б. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: