Судебный акт
Ликвидация юридического лица
Документ от 21.12.2011, опубликован на сайте 16.01.2012 под номером 30063, 2-я гражданская, о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                    Дело № 33- 4473/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               21 декабря 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Нефедова О.Н., Казаковой М.Н.,

при секретаре  Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Некоммерческого партнёрства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 июня 2011 г., по которому постановлено:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Некоммерческому партнёрству «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» удовлетворить.

Признать Некоммерческое партнёрство «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» (ОГРН: ***) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения руководителя Некоммерческого партнёрства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» Богданова,  поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Безуглова, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с иском о признании Некоммерческого партнёрства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что в нарушение положений пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 некоммерческое партнерство не представило в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2010 г.

Согласно пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 5 ФЗ от 08 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ответчик обязан был в течение трёх дней проинформировать уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а  в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» предоставить сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа.

Разрешив по существу заявленные требования, Ленинский районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Некоммерческое партнёрство «Ульяновский Технопарк-УлГТУ», не соглашаясь с решением, ставит вопрос о его отмене и направлении на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что суд не известил Некоммерческое партнерство о  времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем  оно было лишено возможности представить в суд доказательства своевременного направления документации или отчетности о  деятельности организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

В возражениях на кассационную жалобу Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области считает решение законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, некоммерческое партнёрство «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» зарегистрировано в установленном порядке 18 февраля 2002 года, свидетельство о государственной регистрации № *** (основной государственный регистрационный номер записи ***).

14 января 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в адрес некоммерческого партнерства направлено уведомление о проведении проверки и необходимости направления в адрес управления документов до начала срока проведения проверки, в том числе, документов, подтверждающих местоположение некоммерческой организации и иной документации о соответствии деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительными документами и законодательству РФ, за период с 01 февраля 2008 года по 01 февраля 2011 года.

В обоснование требований о ликвидации некоммерческого партнерства Управление ссылается на неоднократное нарушение ответчиком требований закона о представлении необходимой информации, а именно: информации о смене места нахождения юридического лица и отчётов о деятельности некоммерческой организации, сведений о персональном составе руководящих органов и уведомления о расходовании денежных средств и об использовании имущества за 2010 год по формам, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ  юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Ликвидация некоммерческого партнерства является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии ст. 32 закона на некоммерческую организацию возлагаются обязанности вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;     2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Удовлетворяя требования о ликвидации некоммерческого партнерства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ», судом не было принято во внимание, что имевшие место в деятельности ответчика нарушения действующего законодательства, на  которые ссылается Управление Министерства юстиции, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческое партнерство, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Из материалов дела усматривается, что уведомление о проведении проверки и необходимости направления в адрес управления документов до начала срока проведения проверки от 14 января 2011 года возвращено адресату в связи с истечением срока хранения.

Доказательств, подтверждающих факт смены некоммерческим партнёрством «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» адреса места его нахождения, ни в суд первой инстанции ни с суд кассационной инстанции представителем Управления представлено не было.

Представленный в суд кассационной инстанции акт от 19 декабря 2011 года, подписанный только сотрудниками Управления, не свидетельствует об отсутствии коммерческого партнерства по адресу: г.Ульяновск, ул.Э***, ***, на момент проведения проверки и рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Кроме того, в опровержение доводов Управления об отсутствии некоммерческого партнёрства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» по указанному адресу представителем ответчика в суд кассационной инстанции представлены фотографии, свидетельствующие о наличии коммерческого партнерства по адресу: г.Ульяновск, ул.Э***, ***, о чем имеется соответствующая вывеска, а также кадровая документация о наличии в штате организации специального работника Ж*** М.А., в  должностные обязанности которой входит получение почтовой корреспонденции.

Отчёты о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе руководящих органов и уведомление о расходовании денежных средств и об использовании имущества за 2010 год в Управление направлены 13 апреля 2011 года.

Сроки предоставления указанной отчетности ответчиком нарушены не были, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предусмотрен срок их предоставления до 15 апреля года следующего за отчетным периодом, то есть в данном случае срок представления указанной отчетности истекал 15 апреля 2011 года.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда о неоднократности непредставления некоммерческим партнёрством «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» в установленный срок сведений о смене места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и отчетов о своей деятельности за 2010 год в уполномоченный орган, не основаны на материалах дела.

То обстоятельство, что ответчиком была предоставлена истцу отчетность за 2010 год не по установленной форме, основанием для ликвидации этой некоммерческой организации, также быть не может.

При этом судом не принято во внимание возможность устранения допущенных нарушений по форме представления отчетности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным, отменить решение и, не передавая  дело на новое рассмотрение, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств, принять по нему новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 июня 2011 г. отменить.

Постановить новое решение, которым в удовлетворении требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании Некоммерческого партнёрства «Ульяновский Технопарк-УлГТУ» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

 

Председательствующий

Судьи