УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Скобенко Е.М. Дело №33-1235/2012
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 апреля 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Камаловой Е.Я., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Ульяниной
Э.С.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе
города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 01
марта 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Сизова А*** И*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Сизову А*** И*** в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической
деятельностью, период нахождения на военной службе с 12.11.1983 по 29.10.1985 и
назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности досрочно - с 11.11.2011.
Заслушав доклад председательствующего
судьи, объяснения Сизова А.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Сизов А.И. обратился в суд с иском к Управлению
Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Заволжском районе
г.Ульяновска о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения
общеустановленного пенсионного возраста, в обоснование которого ссылался на то,
что 11 ноября 2011 г. обратился к
ответчику за назначением трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением
ответчика от 19 декабря 2011 г. пенсионный орган отказал ему в назначении
пенсии, указав на то, что стаж его педагогической деятельности на момент
обращения составляет 23 года 1 месяца и является недостаточным для назначения
пенсии. При этом в специальный стаж пенсионным органом не был включен период его службы в армии по призыву с 12.11.1983 по
29.10.1985 г. Ссылаясь на незаконность принятого ответчиком решения, истец просил
суд обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеназванный периоды и
назначить ему пенсию с 11.11.2011.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе не соглашается с решением суда, просит его отменить как
вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает,
что суд необоснованно применил Постановление Совета Министров СССР от
17.12.1959 №1397, утратившее силу 01.10.1993. Действующими в настоящее время
Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 №463, и Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.10.2002 №781, не предусматривается возможность включения в специальный
педагогический стаж периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР. Данная позиция подтверждается Постановлением
Министерства труда и социального
развития РФ от 17.10.2003 №70. Таким образом, право у истца на льготную
пенсию не возникло, в связи с чем, пенсионный орган обоснованно отказал ему в
назначении досрочной пенсии.
От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрение дела в
его отсутствие.
В судебном
заседании истец просил решение суда
оставить без изменения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор о включении в специальный стаж
истца периода службы в армии по призыву с 12.11.1983 по 29.10.1985, суд первой
инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения истцом службы,
действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность
зачета такой деятельности в специальный стаж, и дальнейшее изменение
законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области
пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия
находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие
значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный
закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом
оснований для удовлетворения иска Сизова А.И.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую
позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2,
15 ч. 4,
17 ч. 1,
18,
19
и 55 ч. 1
Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в
сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую
регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период
прохождения истцом военной службы, являлись Закон
СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1
названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за
выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим
работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в
стаж работы по специальности.
В силу пункта 4
Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при
условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в
соответствии с этим Положением,
приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала
работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения
истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более
2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и
учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии
подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом
включения спорного периода специальный стаж истца составил более 25 лет, суд
первой инстанции обоснованно возложил на УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе города
Ульяновска обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии на льготных
основаниях.
Доводы
апелляционной жалобы основаны на ином
толковании и применении пенсионным органом норм материального права, с которым
в силу вышеизложенного нельзя согласиться, и повлечь отмену состоявшегося
судебного постановления не могут.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 01 марта 2012 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи