Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 10.04.2012, опубликован на сайте 21.05.2012 под номером 32157, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                  Дело-33-933/2012 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 апреля 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А.., Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С., 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Кнодель Т*** В*** удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области от 09.11.2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда (Государственное учреждение) в   Карсунском районе Ульяновской области зачесть Кнодель Т*** В*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее работы:

с  17.11.1989г. по 29.10.1992г. включительно (3 года 11 месяцев 08 дней) – в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества, переименованной в ОГУП «К*** ФХТ», в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.10.1990 года по 29.10.1992 года, - в льготном исчислении (1 год работы как 1год и 3 месяца);

с 02.03.1999г. по 31.03.1999г.; с 01.03.2004г. по 29.03.2004г.; с 10.11.2008г. по 06.12.2008г. - время нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (1 год работы как 1год и 3 месяца).

Обязать Управление Пенсионного Фонда (Государственное учреждение) в   Карсунском районе Ульяновской области назначить  Кнодель Т*** В*** досрочную трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 ноября 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кнодель Т.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 01.11.2011 года она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от 09.11.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее необходимого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости ей не были зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 02.03.1999 по 31.03.1999 г.г.; с 01.03.2004 по 29.03.2004 г.г.; с 10.11.2008 по 06.12.2008 г.г., а всего в льготном исчислении 3 месяца 17 дней; а также периоды работы с 17.11.1989  по 29.10.1992 г.г. в льготном исчислении 3 года 11 месяцев 08 дней в должности медицинской сестры на К*** ФХТ», в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.10.1990 по 29.10.1992 г.г., из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца.

Данное решение ответчика считала незаконным.

Просила суд признать решения от 09.11.2011 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным; обязать  УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области включить  в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, спорные периоды работы в льготном исчислении и  назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 01 ноября 2011 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон не подлежащий применению – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд применил закон не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истице. В спорный период в должности медицинской сестры К*** фабрики художественного ткачества истица не работала в учреждениях здравоохранения. Медицинский кабинет данной фабрики не являлся структурным подразделением районной больницы и не относился к ФАП.  Не соглашается автор жалобы и с включением судом в специальный стаж истицы периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации. Указывает в этой связи, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за  эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Данные  Правила не содержат указание на зачет в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации. Кроме того полагает, что необоснованно судом были засчитаны в специальный стаж истицы и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, так как правовых оснований для включения указанного периода в специальный трудовой стаж не  имелось.

 

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Судом первой инстанции установлено, что Кнодель Т.В. в период с  17.11.1989 года по 29.10.1992 год работала в должности медицинской сестры в К*** фабрике художественного ткачества, переименованной позже  в ОГУП «К*** ФХТ», в период с 01.02.1994 года по настоящее время – медицинской сестрой К*** ЦРБ.

 

01.11.2011 года истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.11.2011 года № 244 ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального 30-летнего стажа. По подсчетам ответчика специальный стаж истицы составил 26 лет 8 месяцев 12 дней. При этом в специальный стаж истицы не были засчитаны периоды ее работы: с 17.11.1989 года по 29.10.1992 год (2 года 11 мес. 13 дн.) в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества, далее переименованной в ОГУП «К*** ФХТ», так как в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах от 29.10.2002 года данные учреждения не предусмотрены. Также не засчитаны периоды нахождения истицы, будучи медицинской сестрой МУП «К*** ЦРБ», на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 02.03.1999 года по 31.03.1999 год, с 01.03.2004 года по 29.03.2004 года, с 10.11.2008 года по 06.12.2008 года.

 

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о необоснованности отказа УПФР во включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, удовлетворил исковые требования Кнодель Т.В. в полном объеме.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы с 17.11.1989 года по 29.10.1992 года в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

До принятия указанного Постановления действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в  которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в  связи  с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в  связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», согласно которому периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, до 1 ноября 1999 г. включаются в выслугу лет в соответствии со Списком от 1991 года, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения  и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в выслугу лет включалась работа в качестве среднего медицинского персонала независимо от наименования лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом врачам и среднему медицинскому персоналу один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался  за один год и 3 месяца.

В предшествующий период действовал Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959  «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», согласно которого работа медицинской сестры, вне зависимости от наименовании должности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, среди которых указаны медсанчасти,  здравпункты, медицинские кабинеты и пункты дает право на досрочную пенсию.

 

Положением о фельдшерском здравпункте, являющимся Приложением  №5 к Приказу №12 от 03 января 1978 г. Министерства здравоохранения СССР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта», предусматривалось, что фельдшерский здравпункт организуется при промышленных, строительных и транспортных предприятиях, учебных заведениях и т.д. в соответствии с действующими  штатными нормативами и  является структурным подразделением поликлиники (амбулатории). Фельдшерский здравпункт возглавляется фельдшером и работает под руководством врача – участкового терапевта цехового врачебного участка, а при отсутствии участкового – руководителя поликлиники (амбулатории), в состав которой входит здравпункт (п.3 Положения).

Как усматривается из материалов дела, 17.11.1989 года Кнодель Т.В. принята на должность медицинской сестры К*** фабрики художественного ткачества, 29.10.1992 года уволена по собственному желанию. Из расчетных ведомостей по заработной плате за 1989-1991 годы следует, что Кнодель Т.В. отнесена к группе непромышленного персонала, значится медицинской сестрой. При этом сведений о наличии на фабрике фельдшерского пункта (медицинского пункта), сведений о включении данного пункта в структуру поликлиники либо другого медицинского учреждения не имеется. Несостоятельной является ссылка суда на свидетельские показания  Н*** Л.К., Т*** Н.Н., согласно которым истица осуществляла лечебную деятельность в медицинском пункте(кабинете) на К*** фабрики художественного ткачества, поскольку свидетельскими показаниями льготный характер работе не подтверждается.

 

Таким образом, установление одного лишь факта выполнения истицей работы, связанной с медицинской деятельностью, недостаточно для возникновения у нее права на досрочную пенсию по старости. Для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение необходимо соблюдение совокупности предусмотренных законодателем условий – подтвердить факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение установленного законом срока, а также факт осуществления этой работы в течение всего периода в учреждениях здравоохранения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Карсунская фабрика художественного ткачества к учреждениям здравоохранения, лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям не относятся.

Документального подтверждения того, что истица работала в медицинском пункте (здравпункте) суду представлено не было.

В связи с изложенным, период работы истицы  в данной организации не подлежит включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Решение суда в указанной части подлежит отмене.

Доводы жалобы о необоснованном включении в льготном исчислении периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 02.03.1999г. по 31.03.1999г.; с 01.03.2004г. по 29.03.2004г.; с 10.11.2008г. по 06.12.2008г. являются несостоятельными. Данные периоды обоснованно включены судом  в  специальный стаж истицы в льготном исчислении.

Согласно ст. 187 ТК РФ  в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.  Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, время нахождения медицинского работника на курсах повышения квалификации должно быть засчитано в стаж для назначения пенсии в таком же порядке, как и работа, в период которой он направлялся на курсы повышения квалификации (в данном случае как 1 год работы за 1 год и 3 мес.- работа в сельской местности).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод суда о наличии у истицы необходимого специального стажа для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения нельзя признать правомерным.

Принимая во внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Кнодель Т.В не имела необходимого стажа, дающего право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, в удовлетворении исковых требований о назначении ей досрочной пенсии следует отказать.

 

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части. Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление в части, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Кнодель Т.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области в части включения в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества с 17.11.1989 года по 29.10.1992 года и назначении пенсии.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 07 февраля 2012 года в части включения Кнодель Т.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с  17.11.1989г. по 29.10.1992г. включительно (3 года 11 месяцев 08 дней) – в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества, переименованной в ОГУП «К*** ФХТ», в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.10.1990 года по 29.10.1992 года, - в льготном исчислении (1 год работы как 1год и 3 месяца) и обязании  Управления Пенсионного Фонда (Государственное учреждение) в   Карсунском районе Ульяновской области назначить  Кнодель Т*** В*** досрочную трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 ноября 2011 года отменить.

Постановить в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кнодель Т.В. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости  в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы  в должности медицинской сестры на К*** фабрике художественного ткачества с  17.11.1989 года по 29.10.1992 года и  назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 01 ноября 2011 года отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе  Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: