УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Варова С.А.
Дело-33-953/2012 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 апреля 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
при секретаре
Ульяниной Э.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Тойгильдиной Н*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 25 января 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Тойгильдиной Н*** А***
к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в г.
Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, понуждении к
включению периодов работы в стаж на соответствующих видах работы и к
назначению досрочной трудовой пенсии в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения Тойгильдиной Н.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тойгильдина Н.А.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области о признании
незаконным отказа в назначении досрочной
трудовой пенсии, понуждении к включению периодов работы в стаж на соответствующих
видах работы и к назначению досрочной трудовой
пенсии в связи с осуществлением лечебной
и иной деятельности по охране здоровья
населения.
Требования
мотивированы тем, что решением
от 21.11.2011 ответчик отказал
ей в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточностью продолжительности стажа.
При этом ответчиком в специальный стаж не были включены периоды с 24.05.2005 по 26.02.2011 -5 лет 9 месяцев 3 дня,
с 01.03.2011 по 07.11.2011 – 8 месяцев 7 дней - в должности специалиста 1
категории, старшего специалиста 1 разряда в Территориальном отделе Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области в г.Димитровграде.
С
20.10.1998 года она непрерывно работала в должности помощника санитарного врача
в Димитровградском городском центре госсанэпиднадзора. С мая 2005 года Федеральные центры госсанэпиднадзора упразднены, функции по осуществлению
санитарно-эпидемиологического надзора переданы Федеральной службе по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. Согласно должностного
регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего
должность специалиста 1 разряда в Территориальном
отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Ульяновской области
в г.Димитровграде, в ее
профессиональную служебную деятельность входят функции по охране здоровья
населения.
Просила
признать отказ УПФ РФ в г.Димтровграде и Мелекесском
районе в назначении досрочной трудовой
пенсии необоснованным, обязать ответчика засчитать в специальный стаж спорные периоды
работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 08.11.2011.
Рассмотрев заявленные
требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Тойгильдина
Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и не
обоснованное. Указывает, что федеральным законодательством не установлены
ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет граждан,
работающих в сфере здравоохранения. В обоснование жалобы также ссылается на
судебную практику, сложившуюся в других регионах по аналогичной категории дел.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление
Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области решение суда считает законным и обоснованным, просит
оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в г.
Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с
подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г.
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по
старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста.
Списки соответствующих
работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с
учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27
Закона).
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Тойгильдина Н.А., ***10.1958
г.р., 08.11.2011 обратилась в УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной
трудовой пенсии по старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением УПФ РФ в
г.Димитровграде и Мелекесском районе № 70217 от 21.11.2011 ей было отказано в
назначении указанной пенсии в связи с
отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
По подсчетам ответчика продолжительность стажа
Тойгильдиной Н.А. на соответствующих видах работ на 08.11.2011 составила
23 года 6 месяцев 16 дней. При этом в
стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды работы истицы: с 24.05.2005
по 26.02.2011 -5 лет 9 месяцев 3 дня, с 01.03.2011 по 07.11.2011 – 8 месяцев 7
дней - в должности специалиста 1 категории, старшего специалиста 1 разряда в Территориальном
отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде,
так как Списком не предусмотрены
указанные должности и учреждение.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение
Пенсионного фонда об отказе в назначении истце пенсии является законным и
обоснованным.
Устанавливая в
Федеральном законе «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и
предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной
профессиональной деятельностью,
возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости,
законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения
общеустановленного пенсионного возраста не
с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а
лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием
различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками,
обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом учитываются как
характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических
учреждений.
Правительство
Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением
от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список
и Правила,
которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе
понятия "лечебная и иная деятельность
по охране здоровья населения" и "учреждение
здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на
досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из
данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается медицинским
работникам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Аналогичное право для работников Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
указанной нормой не установлено.
Возложение
законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению
лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей
дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики
функционирования учреждений здравоохранения.
Наименование
должности и организации, в которых в спорные периоды работала истица, а именно «специалист 1 категории, старший специалист 1
разряда в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», ни ранее действующим, ни действующим в
настоящее время пенсионным законодательством
предусмотрено не было.
Согласно Положению о
Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области в г.Димитровграде
указанный отдел создан для осуществления
своей функции по контролю и
надзору, возложенных на Управление в соответствии с Положением об Управлении Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Из
должностного регламента старшего специалиста 1 разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области в г.Димитровграде следует, что указанный специалист
осуществляет, в т.ч.
государственный надзор и контроль за
исполнением обязательных требований
законодательства Российской федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав
потребителей, в т.ч. посредством осуществления
взаимодействия с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области.
Согласно
должностного регламента федерального государственного гражданского служащего,
замещающего должность старшего специалиста 1 разряда Территориального отдела Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области в г.Димитровграде, указанная должность является должностью федеральной государственной гражданской службы, на
него возлагаются функции по техническому
сопровождению приоритетных направлений развития и совершенствования
деятельности Территориального отдела, по обеспечению технического
сопровождения с участием других подразделений
Управления соответствующих программ,
концепций, планов, исполнения, в т.ч. посредством осуществления взаимодействия с филиалом ФГУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Ульяновской
области» на вверенной территории.
Согласно должностной инструкции помощника врача по гигиене питания
филиала Федерального бюджетного
учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области
в городе Димитровграде» он относится к
категории специалистов среднего медицинского персонала, по всем вопросам
деятельности подчиняется главному врачу.
Из письма Пенсионного
фонда РФ от 14.04.2006 года №ЛЧ-25-26/4070 следует, что в 2005 году была осуществлена реорганизация
учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В
соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р центры государственного
санитарно-эпидемиологического надзора реорганизованы в форме слияния с
созданием в каждом субъекте Российской Федерации федерального государственного
учреждения здравоохранения - Центра гигиены и эпидемиологии. При этом ранее
существовавшие центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
городах, районах, а также межрайонные центры реорганизованы в соответствующие
филиалы Центров гигиены и эпидемиологии. В этой связи периоды работы
медицинских работников филиалов Центров гигиены и эпидемиологии, являющихся по
своему статусу их структурными подразделениями, могут быть включены в стаж,
дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной
деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судом первой инстанции установлено, что Тойгильдина Н.А. после реорганизации Центра санэпиднадзора трудоустроилась специалистом в Территориальный
отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде, работа в
данной должности и в данной организации не включается в стаж, дающий
право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной
деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Отнесение категорий
граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения
входят в компетенцию законодателя, суд самостоятельно не обладает полномочиями
расширять перечень таких граждан.
Оценив
представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу
об отказе во включении в специальный
трудовой стаж периода работы Тойгильдиной Н.А. в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области и, как
следствие, - в назначении досрочной
трудовой пенсии по старости.
Кроме того, в
судебном заседании апелляционной инстанции истица пояснила, что при назначении
ее 24.05.2005 года на должность специалиста
1 категории в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в
г.Димитровграде она знала, что работа в данной должности и в данной
организации не включается в стаж, дающий
право на пенсию за выслугу лет, однако, продолжила работать в данной должности.
Довод апелляционной жалобы
о наличии иных судебных решений по аналогичным требованиям медицинских
работников основанием к отмене решения
суда не являются, так как преюдициального значения для разрешения настоящего
спора не имеют.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 25 января 2012 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Тойгильдиной Н*** А***
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: