Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 10.04.2012, опубликован на сайте 21.05.2012 под номером 32158, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периода работы в стаж на соответствующих видах работ и назначению досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Варова С.А.                                                                  Дело-33-953/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 апреля 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тойгильдиной Н*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 января 2012 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Тойгильдиной  Н*** А*** к Управлению Пенсионного  фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде  и Мелекесском районе Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении  досрочной трудовой пенсии, понуждении к включению периодов работы в стаж на соответствующих видах работы  и  к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с  осуществлением лечебной и иной деятельности по охране  здоровья населения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тойгильдиной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тойгильдина Н.А.  обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного  фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде  и Мелекесском районе Ульяновской области о  признании незаконным отказа в назначении  досрочной трудовой пенсии, понуждении к включению периодов работы в стаж на соответствующих видах работы  и к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с  осуществлением лечебной и иной деятельности по охране  здоровья населения.

Требования мотивированы тем,  что решением   от  21.11.2011 ответчик отказал  ей в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточностью продолжительности стажа. При этом ответчиком в специальный стаж не были включены периоды с 24.05.2005 по 26.02.2011 -5 лет 9 месяцев 3 дня, с 01.03.2011 по 07.11.2011 – 8 месяцев 7 дней - в должности специалиста 1 категории, старшего специалиста 1 разряда в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде.

С 20.10.1998 года она непрерывно работала в должности помощника санитарного врача в Димитровградском городском центре госсанэпиднадзора. С мая 2005 года  Федеральные центры госсанэпиднадзора  упразднены, функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. Согласно должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность специалиста 1 разряда  в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  в г.Димитровграде,  в ее профессиональную служебную деятельность входят функции по охране здоровья населения.

Просила признать отказ УПФ РФ  в г.Димтровграде и Мелекесском районе  в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, обязать ответчика засчитать в специальный стаж спорные периоды работы и  назначить ей досрочную трудовую пенсию  с 08.11.2011.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Тойгильдина Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и не обоснованное. Указывает, что федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения. В обоснование жалобы также ссылается на судебную практику, сложившуюся в других регионах по аналогичной категории дел.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного  фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде  и Мелекесском районе Ульяновской области решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управление Пенсионного  фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде  и Мелекесском районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г.  «О  трудовых пенсиях в Российской Федерации»  трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Тойгильдина Н.А., ***10.1958 г.р., 08.11.2011 обратилась в УПФ РФ в г.Димитровграде  и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей  досрочной  трудовой пенсии по старости в  связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения  по п.п.20 п.1 ст.27 Закона  РФ «О трудовых пенсиях в РФ». 

Решением УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе  № 70217 от 21.11.2011 ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи  с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По подсчетам ответчика продолжительность стажа  Тойгильдиной Н.А. на соответствующих видах работ на 08.11.2011 составила 23 года 6  месяцев 16 дней. При этом в стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды работы истицы:  с 24.05.2005 по 26.02.2011 -5 лет 9 месяцев 3 дня, с 01.03.2011 по 07.11.2011 – 8 месяцев 7 дней - в должности специалиста 1 категории, старшего специалиста 1 разряда в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде, так как Списком  не предусмотрены указанные  должности и учреждение.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Пенсионного фонда об отказе в назначении истце пенсии является законным и обоснованным.

Устанавливая в Федеральном  законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью,  возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не  с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с  лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не  раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность  по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается медицинским работникам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Аналогичное право для работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указанной нормой не установлено.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Наименование должности и организации, в которых в спорные периоды  работала истица, а именно «специалист 1 категории, старший специалист 1 разряда в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»,  ни ранее действующим, ни действующим в настоящее время пенсионным законодательством  предусмотрено не было.

Согласно Положению о Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора  по Ульяновской области в г.Димитровграде  указанный отдел создан для осуществления  своей функции  по контролю и надзору, возложенных на Управление в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Из должностного регламента старшего специалиста 1 разряда   Территориального отдела Управления Роспотребнадзора  по Ульяновской области в г.Димитровграде следует, что указанный специалист осуществляет,  в т.ч. государственный  надзор и контроль за исполнением обязательных  требований законодательства Российской федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в т.ч. посредством осуществления  взаимодействия с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ульяновской области.

Согласно должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность старшего специалиста 1 разряда   Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде,  указанная должность является  должностью федеральной  государственной гражданской службы, на него  возлагаются функции по техническому сопровождению приоритетных направлений развития и совершенствования деятельности Территориального отдела, по обеспечению технического сопровождения  с участием других подразделений Управления соответствующих   программ, концепций, планов, исполнения, в т.ч. посредством осуществления  взаимодействия с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ульяновской области» на вверенной  территории.

Согласно  должностной инструкции  помощника врача по гигиене питания филиала  Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в городе Димитровграде»   он относится к категории специалистов среднего медицинского персонала, по всем вопросам деятельности подчиняется главному врачу.

Из письма Пенсионного фонда РФ от 14.04.2006 года №ЛЧ-25-26/4070 следует, что в 2005 году была осуществлена реорганизация учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора реорганизованы в форме слияния с созданием в каждом субъекте Российской Федерации федерального государственного учреждения здравоохранения - Центра гигиены и эпидемиологии. При этом ранее существовавшие центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах, районах, а также межрайонные центры реорганизованы в соответствующие филиалы Центров гигиены и эпидемиологии. В этой связи периоды работы медицинских работников филиалов Центров гигиены и эпидемиологии, являющихся по своему статусу их структурными подразделениями, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Судом первой инстанции установлено, что Тойгильдина Н.А. после реорганизации Центра санэпиднадзора трудоустроилась специалистом в  Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде, работа в данной должности и в данной организации не включается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения входят в компетенцию законодателя, суд самостоятельно не обладает полномочиями расширять перечень таких граждан. 

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе во включении в специальный  трудовой стаж периода работы Тойгильдиной Н.А. в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области и, как следствие, -  в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции истица пояснила, что при назначении ее 24.05.2005 года на должность специалиста 1 категории в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в г.Димитровграде она знала, что работа в данной должности и в данной организации  не включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, однако, продолжила работать в данной должности.

Довод апелляционной жалобы о наличии иных судебных решений по аналогичным требованиям медицинских работников  основанием к отмене решения суда не являются, так как преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тойгильдиной Н*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: