Судебный акт
Понуждение муниципалитета к принятию мер по созданию мест в дошкольных учреждениях
Документ от 10.05.2012, опубликован на сайте 06.06.2012 под номером 32254, 2-я гражданская, о понуждении к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                               Дело № 33-1348/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             10 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Коротковой Ю.Ю.,

при секретаре Власовой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдела образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области,  представителя Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области по доверенности – Бадигина Алексея Михайловича на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 02 марта 2012 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленного в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Совету депутатов Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Совет депутатов Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдел образования Администрации Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области принять меры к открытию 270 дополнительных места в Муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, в том числе, 146 мест для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет; 54 места для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 29 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 14 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 13 мест для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 14 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет, до 1 января 2013 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Нагаткина М.Ю., представителя отдела образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Новиковой Н.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Совету депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о понуждении к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Требования мотивированы тем, что по состоянию на 1992 год в Новоспасском районе Ульяновской области действовало 26 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. За период с 1992 года по 2010 год было реорганизовано и закрыто 15 дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время на территории Новоспасского района Ульяновской области действует только 11 дошкольных образовательных учреждений, учредителем которых является администрация МО «Новоспасский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Отдел образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области. В 2012 году на территории Новоспасского района Ульяновской области строительство дошкольных образовательных учреждений и открытие дополнительных групп не планируется. Между тем, количество мест в дошкольных учреждениях не соответствует потребностям населения района, что свидетельствует о потребности в создании дополнительных групп для детей в дошкольных образовательных учреждениях либо строительстве новых МКДОУ. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ.

В Новоспасском муниципальном районе с учетом представленной отделом образования Администрации МО «Новоспасский район» информации, необходимо открыть 270 дополнительных места в МКДОУ.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МКДОУ. При этом деятельность МКДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МКДОУ. Утверждение бюджета согласно п. 2 ч, 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, каковым является Совет депутатов Новоспасского муниципального района. 11.05.2011 года в адрес главы администрации Новоспасского муниципального района было направлено представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, однако эффективных мер принято не было.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдел образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  просят отменить решение суда и прекратить производство по делу. Жалобы мотивируют аналогичными доводами. В частности тем, что, по их мнению, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют и противоречат положениям ст.45 ГПК РФ, в той части, в которой прокурор в праве обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку в силу специфики зачисления в детские сады имеются персональные данные лиц, изъявивших желание получить направление для своего ребёнка в дошкольное учреждение. Вывод суда о невозможности определения перечня и количества лиц, права которых нарушены, несостоятелен и противоречит уточнённым исковым требованиям прокурора. Следовательно, основания для подачи искового заявления у прокурора отсутствовали. Кроме того, при установлении судом срока для открытия дополнительных 270 мест до 01.01.2013 года не учтены положения ст.18 ч.2 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов. Несмотря на дефицит бюджета, вопросы реализации государственной политики в сфере охраны материнства и детства являются для ответчиков приоритетными. Ими предпринимаются эффективные меры по предоставлению всем нуждающимся мест в дошкольных учреждениях к 01.01.2013 году. При этом ими указывалось на нецелесообразность выделения дополнительных 14 мест для детей в возрасте 6-7 лет, поскольку эта категория детей в настоящее время в первоочередном порядке устраивается в подготовительные дошкольные учреждения. К указанному в решении суда сроку полностью отпадёт необходимость в открытии дополнительных мест в связи с тем, что вопросы укомплектования мест в детских садах согласно количеству заявлений родителей будет решён за счёт уплотнения групп и корректировки режима пребывания детей в ДОУ, выбытия воспитанников в мае 2012 года, открытия дополнительных групп и групп кратковременного пребывания. Выделен участок под строительство современного детского сада на 240 мест. В решении суда не указаны, какие конкретно меры необходимо принять ответчикам для обеспечения состоящих в очереди детей местами в МКДОУ, что делает его неисполнимым.     

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, в Новоспасском районе Ульяновской области в настоящее время функционирует 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. При наличии 875 мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях района,  дошкольные учреждения посещают 929 детей, что свидетельствует  о том, что фактическая наполняемость превышает максимальную наполняемость дошкольных образовательных учреждений, либо является предельной по всем дошкольным образовательным учреждениям.

На 01.01.2012 года на учете в Новоспасском муниципальном районе состоит 423 ребенка в возрасте от 0 до 6 лет.

Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии количества имеющихся мест в МКДОУ Новоспасского района Ульяновской области потребностям населения района.

Согласно представленной Отделом образования информации, на территории Новоспасского района необходимо открыть 270 дополнительных мест в МКДОУ, в том числе, 146 мест для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет; 54 места для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 29 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 14 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 13 мест для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 14 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с положениями ст.2, ч.ч. 2 и 3 ст.5. ч.3 ст.9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»  государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов. Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам.

В силу с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года, п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с п. 10 ст. 13 Устава Новоспасского муниципального района на органы местного самоуправления Новоспасского муниципального района возлагаются обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Новоспасского района.

Судом установлено, что оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МКДОУ. При этом деятельность МКДОУ финансируется учредителем из бюджета района.

Учредителем всех МКДОУ является администрация Новоспасского муниципального района, функции и полномочия учредителя осуществляет Отдел образования администрации муниципального района.

Согласно п.2 ч.10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года утверждение бюджета также относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Представительным органом Новоспасского муниципального района является Совет депутатов МО «Новоспасский район».

Таким образом, разрешая предъявленные прокурором требования, суд правильно руководствовался приведенными положениями законодательства и обоснованно возложил обязанности по принятию мер к открытию 270 дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях Новоспасского района Ульяновской области на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Совет депутатов муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдел образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Все изложенные в апелляционных жалобах ответчиков доводы заявлялись в суде первой инстанции, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела, получили надлежащую оценку, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суть которых сводиться к тому, что прокурор не вправе был обращаться в суд с указанным иском, являются несостоятельными. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае законодатель не связывает возможность обращения прокурора в суд с обязательным обращением к нему гражданина с соответствующей жалобой. В данном случае нарушения законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование были выявлены в ходе проверки, проводимой прокуратурой Новоспасского района.

Поданное прокурором исковое заявление полностью отвечает требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права оснований для отмены решении суда не имеется.

Ссылка в апелляционных  жалобах  на то, что, возлагая на ответчиков обязанность по принятию мер к открытию дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, суд не указал в решении способ его исполнения, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку в случае неясности решения суда, суд, принявший его, по заявлению участвующих в деле лиц или судебного пристава-исполнителя, вправе разъяснить это решение в порядке ст. 202 ГПК РФ.

Оснований сомневаться в правильности выводов районного суда у судебной коллегии не имеется.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб  не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь  ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 02 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдела образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи