Судебный акт
О включении в стаж службы в армии
Документ от 22.05.2012, опубликован на сайте 05.06.2012 под номером 32394, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в стаж период службы в армии и назначить пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.Н.                                                                     Дело № 33-1539/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей – Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барыше и  Барышском районе Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 марта  2012 года, по которому постановлено:

 

Иск Смирнова С*** А*** удовлетворить.

Включить Смирнову С*** А*** в стаж для назначения досрочной пенсии по старости период   службы в армии с 02.07.1984 по 11.05.1986.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области назначить Смирнову С*** А*** досрочную пенсию по старости  с  27 декабря 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Смирнова С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Смирнов С.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и  Барышском районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области) о возложении обязанности включить в стаж период службы в армии и назначить пенсию  по старости как педагогическому работнику.

В обоснование иска указал, что 27.12.2011 он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением  о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Решением комиссии ответчика от 11.01.2012 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью у последнего льготного стажа. При этом в стаж не был включен период службы в армии с 02.07.1984 по 11.05.1986, поскольку данный вид деятельности не предусмотрен соответствующим Списком. Решение ответчика считал незаконным, так как в  период  службы в армии действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое предусматривало, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Просил суд возложить на ответчика обязанность включить в стаж спорный период  и назначить пенсию  по старости как педагогическому работнику.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Барыше и  Барышском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, поскольку суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно истолковал закон; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что  Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периода службы в армии. Полагает, что период прохождения военной службы включается только в страховой и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

В судебном заседании  Смирнов С.А. возражал против отмены решения суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Материалами дела установлено, что Смирнов С.А. 27 декабря 2011 года обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и   Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Решением комиссии ответчика от 11 января 2012 года  № 3 истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа (25 лет). При этом в стаж работы Смирнову С.А. не был включен период службы в армии с 02.07.1984 по 11.05.1986, поскольку данный вид деятельности не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Этим же решением пенсионного органа в специальный стаж Смирнова С.А. были включены периоды его работы с 15.08.1988 по 26.12.2011 в должности учителя физкультуры П*** средней школы Барышского района. 

Разрешая спор о включении в специальный стаж истца периода его службы по призыву в рядах Вооруженных Сил с 02.07.1984 по 11.05.1986, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения Смирновым С.А. службы,  действовавшее в  тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и тем самым пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Смирнова С.А.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также ряде своих определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в  соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на данный вид пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж Смирнова С.А.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права Смирнова С.А. на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку с учетом включения спорного периода специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составил более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обязанность по назначению Смирнову С.А. досрочной трудовой  пенсии на льготных основаниях.

Ссылки УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что период прохождения военной службы подлежит включению лишь в страховой и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, равно как и иные доводы, приведенные ответчиком в жалобе, основаны на неверном толковании и применении пенсионным органом норм материального права, с которым, в силу изложенного выше, нельзя согласиться.

Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка,  материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области –  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи