Судебный акт
Осуждение лица за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, законно и обоснованно
Документ от 16.05.2012, опубликован на сайте 22.06.2012 под номером 32419, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 114 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья  ***                                                                   Дело № 22 –1402/2012г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            16 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рузавиной Т.А.,

судей Кабанова В.А. и Геруса М.П.,

при секретаре  Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 мая 2012 года кассационное представление государственного обвинителя – прокурора Цильнинского района Ульяновской области  Подвинского А.В. на приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23 марта  2012 года, которым                                                             

 

АНДРЕЕВ С*** М***, ***,  несудимый,

 

осужден по части 1 статьи 114 УК РФ к ограничению свободы на срок 7 месяцев с установлением ограничений не изменять место жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования по месту проживания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Возложена обязанность являться в  данный орган   два раза в месяц для регистрации. 

Постановлено зачесть в срок отбытия наказания  время содержания под стражей в качестве меры пресечения с 01.08.2011 года по 23 марта 2012 года и от назначенного наказания освободить в связи с его отбытием

Андреев С.М. освобожден из-под стражи в зале суда, мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.         

Постановлено взыскать с Андреева С.М. в доход Федерального бюджета РФ  процессуальные издержки: 596 рублей 76 копеек – оплата труда адвоката Белозеровой Л.А.; 298 рублей 38 копеек – оплата труда адвоката Муленкова А.А.; 298 рублей 38 копеек – оплата труда адвоката Акимовой О.А.;  895 рублей 13 копеек – оплата труда адвоката Дунаева М.В.

Приговором решена судьба вещественных доказательств. 

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А.,  выступления  адвоката Катишиной Ю.А., прокурора  Хуртиной А.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Приговором суда Андреев С.М. признан виновным и осужден за умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью, совершенном при превышении пределов необходимой обороны.

 

Преступление им было совершено *** в с. *** *** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационном представлении государственный обвинитель Подвинский А.В. считает приговор суда незаконным. Указывает на то, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, судом проигнорирован тот факт, что показания свидетелей Я*** В.Н. и К*** О.Ю., положенные в основу приговора,  противоречат их первоначальным показаниям. Эти противоречия появились после того, как 01 августа 2011 года Андреев С.М. явился  с явкой с повинной, в которой была изложена выгодная ему версия обстоятельств причинения телесных повреждений. Кроме того, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял  за основу одни из доказательств и отверг другие, а выводы суда  о том, что измененные показания вышеназванных свидетелей положены в основу приговора в связи с тем, что они согласуются с показаниями  осужденного Андреева С.М., не могут расцениваться как убедительный аргумент обоснованности вывода суда об этом. Полагает, что в приговоре фактически не нашел необходимого отражения факт наступления тяжкого последствия  -  смерти потерпевшего Е*** П.Н. и  отношение к этому осужденного. При квалификации действий Андреева С.М. по ч.1 ст.114 УК РФ данное обстоятельство судом не было учтено в качестве отягчающего наказание, вследствие чего было назначено несправедливо мягкое наказание, не связанное с лишением свободы. Просит приговор  суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.

 

В возражении на кассационное представление адвокат Катишина Ю.А., в интересах Андреева С.М., считает приговор суда  законным, обоснованным и справедливым, постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона Выводы, изложенные в нем, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам данного уголовного дела, а доводы представления являются необоснованными и  надуманными.

 

В суде кассационной инстанции:

 

- прокурор  Хуртина А.В. поддержала доводы представления в полном объеме и просила отменить  приговор суда;

- адвокат Катишина Ю.А. обосновала их несостоятельность и  просила приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав мнения вышеуказанных лиц, судебная коллегия находит, что приговор суда является  законным, обоснованным  и  справедливым.

 

Доводы стороны  обвинения о том, что  Андреев С.М. совершил  более тяжкое преступление, предусмотренное ст.111 ч. 4 УК РФ,  тщательно проверялись судом, и не нашли своего подтверждения, поскольку суд обоснованно исходил  из положений  статьи 14 УПК РФ,  согласно которых обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, а  все сомнения в виновности обвиняемого, устранить которые не представляется возможным, должны толковаться в его пользу.

При этом выводы суда о доказанности вины Андреева С.М. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном при превышении пределов необходимой обороны,  основаны на совокупности доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании, и которым в приговоре дана надлежащая оценка.

 

Так, осужденный Андреев С.М.  показывал, что ***. около *** часов Я*** В.Н. попросил отвезти его в с. ***, где его брат Е*** П.Н. скандалит с бабушкой и матерью, он согласился, с ними  также поехал  К*** О.Ю. Втроем зашли в дом, увидели, что  возле входа в комнату на полу спал Е***. Я*** подошел к брату и стал будить его. Когда  последний проснулся, то стал высказывать недовольство тем, что его разбудили, Я*** и К*** вышли из комнаты, он также хотел выйти из комнаты, но Е*** преградил ему путь к выходу,  стал спрашивать его, кто он такой, что он здесь делает, и пригрозил убийством, при этом держал в левой руке нож. Справа от себя на полу он увидел округлую деревянную палку, которой  ударил   по ноге  Е***.  Последний стал агрессивен, он  с силой  замахнулся палкой, чтобы выбить нож из руки Е***, но удар пришелся по левой части   его  головы. От этого удара потерпевший упал на пол и   стал хрипеть. Он позвал в дом Я***, который вызвал «скорую», они втроем под руки вывели Е*** и  поехали навстречу «скорой». В приемном покое больницы потерпевшему зашили рану и отпустили домой.  На обратном  пути Е*** стал буянить, тогда по просьбе Я*** он свернул с  автодороги в поле, где высадили потерпевшего, а сами уехали в г. Ульяновск.

Согласно протоколам следственного эксперимента и  проверки показаний на месте, осужденный   указал место совершения преступления и продемонстрировал  на примере  манекене человека, каким образом  наносил удары деревянной палкой по ноге и голове Е*** П.Н.

Из протокола явки с повинной следует, что Андреев С.М. добровольно явился в следственный орган и рассказал об  аналогичных обстоятельствах причинения им Е***  П.Н. телесных повреждений.

 

Показания осужденного Андреев С.М. об обстоятельствах, связанных с  причинением тяжкого вреда здоровья, при превышении пределов необходимой обороны подтверждаются и другими доказательствами.

Так, из показаний свидетелей Я*** В.Н. и К*** Ю.Ю., в части признанной судом достоверными следует, что они подтвердили показания осужденного,  и  из их показаний следует, что когда они будили Е*** П.Н., то в зале на полу  видели деревянную палку округлой формы, похожую на биту. Когда  потерпевший проснулся,  то он был агрессивен,  и они вышли из дома, а Андреев С.М.  выходил из комнаты дома последним, так как  стоял всех дальше от входа.  При этом  слышала, что потерпевший  угрожал  осужденному: «зарежу». Когда через некоторое время Андреев  С.М.  позвал их в дом, то увидели, что у Е*** П.Н. была разбита голова и с левого виска текла кровь, он был без сознания и хрипел.

 

Потерпевшая Л*** Е.В. показала, что ***. около *** часов к ней домой пришел ее сын Е*** П.Н. устроил скандал, она его в дом не пустила, и он ушел к её матери - М***. Она  же  позвонила второму сыну Я*** В.Н.  и сообщила об этом. Около 20 часов  он ей позвонил, и сообщил, что  приехал в к дому бабушки. Через некоторое время снова позвонил и сообщил, что они везут Е***  П.Н. в больницу.  Когда приехала  к матери, та  сообщила, что Я*** приезжал с зятем К*** и еще одним парнем, и они увезли Е*** в больницу. Затем когда убиралась, то в передней комнате на полу возле дивана обнаружила деревянную палку округлой формы, которая принадлежала  потерпевшему, на ней была кровь.  Её  отнесла в баню и сожгла. После похорон сына стала проводить тщательную уборку в доме матери, и под диваном нашла складной нож, который видела раньше у Е*** и сообщила об этом следователю.

Из протоколов осмотров места происшествия следует, что  в ходе них были изъяты смывы с пятна бурого цвета на марлевый тампон, позже был обнаружен и изъят складной нож.

 

Из показаний свидетеля М*** А.А. следует, что 23.07.2011г. вечером её внук Е*** П.Н. пришел в состоянии алкогольного опьянения и устроил скандал. Позже приехали внук Я*** В.Н., зять К*** О*** и еще один незнакомый парень, она в это время сидела на улице. Парни зашли в дом, а через  некоторое время  она  увидела, как из дома вынесли Е***, которого посадили в автомашину. На лице у него она увидела кровь, а до их приезда  на лице крови не было.

 

Из заключения комиссионной медицинской судебной экспертизы следует, что на трупе Е*** П.Н. обнаружены повреждения: кровоподтек в области правого коленного сустава, а также открытая черепно-мозговая травма: кровоподтек на веках левого глаза, спинки носа, левой скуловой области, ушибленная рана левой скуловой области, ссадина лобной области слева, ссадина на красной кайме нижней губы, кровоизлияние в слизистую оболочку верхней губы слева, кровоподтек и ссадина левой теменно-височной области, кровоизлияние в мягкие ткани лобной области слева, области левой глазницы, кровоизлияние в мягкие ткани левой височной, теменной и затылочной областях, кровоизлияние в мягкие ткани правой теменно-затылочной области, перелом костей свода и основания черепа в задней и средней черепных ямках слева, перелом основания черепа в области передней черепной ямки, кровоизлияние под твердую мозговую оболочку, субарахноидальное кровоизлияние, ушиб головного мозга. Данные повреждения причинены прижизненно за несколько часов до наступления смерти, в короткий промежуток времени одно за другим. Не исключается причинение открытой черепно-мозговой травмы и кровоподтека в области правого коленного сустава 23.07.2011г. около 21 часа. Открытая черепно-мозговая травма причинена в результате неоднократных (не менее 5) воздействий тупого твердого предмета (ов). Особенности травмирующего предмета, от которых образовались повреждения на губах, в повреждениях не отобразились, в остальных областях повреждения сформировались от ударных воздействий тупого твердого предмета (ов) продолговатой, цилиндрической (или близко к ней) формы. Причинение кровоподтека в области правого коленного сустава и повреждений на голове палкой, описываемой потерпевшей Л*** Е.В.,  свидетелем Я*** В.Н. и обвиняемым А*** С.М., не исключается. Комиссия не исключает образование кровоподтека в области правого коленного сустава и повреждения в лобной области, области левой глазницы, левой скуловой области и частично в левой височной области при обстоятельствах изложенных Андреевым С.М. в ходе  его допросов.

 

На основании вышеизложенных и также других приведенных в приговоре доказательствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о виновности  Андреева С.М.  в совершении преступления, предусмотренного ст.114 ч.1 УК РФ.

Давая такую юридическую оценку действиям Андреева С.М., суд обоснованно исходил из совокупности всех обстоятельств совершенного преступления и учитывал, в частности, способ и орудие преступления – деревянную палку, количество, характер и локализацию телесных повреждений, обнаруженных у потерпевшего, место и обстановку совершения преступления,  последующее поведение осужденного, его  взаимоотношения с потерпевшим, использование последним ножа для нападения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, обороняющееся лицо вправе совершить в отношении нападавшего лица любые действия, в том числе применить и физическое насилие, ведущие к прекращению действий нападающего и причинения ему необходимого для отражения посягательства вреда.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При этом, в соответствии с ч.2 ст. 37 УК РФ, защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

 

Таким образом,   судом первой инстанции, на основании анализа совокупности всех представленных сторонами доказательств, верно было установлено, что инициатором конфликта с осужденным 23 июля 2011 года явился потерпевший Е*** П.Н., который с ножом в руке преградил Андрееву С.М. дорогу к выходу из  дома. Также в суде установлено, что Андреев С.М., хотя и  защищался от неправомерных действий Е*** П.Н.,  однако при этом использовал способ, явно не соответствующий характеру и опасности посягательства со стороны потерпевшего, высказавшего лишь  угрозу применения насилия При таких обстоятельствах, учитывая характер угрозы,  исходившей со стороны находящегося в состоянии алкогольного опьянения Е*** П.Н., использование Андреевым  С.М.  в целях защиты от  него  деревянной палки и нанесение ею в область головы потерпевшему не менее 5 ударов,  и причинение в ходе этого  тяжкого вреда здоровью, указывает на очевидное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.

 

При этом, вопреки доводам представления, судом была дана надлежащая оценка показаниям потерпевшей и свидетелей по делу, приведенным ими причин изменения и дополнения их, и которые, как правильно сделал вывод  суд, не были очевидцами причинения телесных повреждений Е*** П.Н., а поэтому их показания, а также другие представленные стороной обвинения доказательства, не опровергали показаний и доводов стороны защиты.

Оснований для дачи иной оценки свидетельских показаний по делу судебная коллегия не находит.

Судебное разбирательство  по делу проведено в соответствии с требованиями главы 35 УПК РФ, все заявленные сторонами ходатайства рассмотрены в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Приговор постановлен в соответствии с требованиями главы 39 УПК РФ, в нем изложены исследованные доказательства, которым дана надлежащая оценка.

Таким образом, доводы представления о виновности осужденного в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ не находят своего объективного подтверждения и опровергаются имеющимися материалами.  

Выводы суда по назначению наказания  также мотивированы в соответствии с требованиями закона.

Наказание осужденному Е*** П.Н.  было назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, его личности, смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих.

С учетом всех обстоятельств по делу, правильно учитывая положения части 1 статьи 56 УК РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что достижение целей наказания в отношения осужденного возможно путем назначения ему наказания в виде ограничения свободы.

Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного закона при назначении осужденному наказания, влекущих отмену или изменение приговора, вопреки доводам представления, судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено.

Вопреки доводам кассационного представления, достаточных оснований для признания в действиях Андреева С.М. отягчающего наказания обстоятельства наступление тяжких последствий  в результате совершения преступления также не имелось.

Таким образом, не имеется оснований для отмены приговора суда по доводам кассационного представления.

Нарушений уголовного и уголовно - процессуального законов, влекущих отмену или изменение приговора, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23 марта 2012 года в отношении осужденного АНДРЕЕВА С*** М*** оставить без изменения, а  кассационное представление государственного обвинителя Подвинского А.В. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: