Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности
Документ от 22.05.2012, опубликован на сайте 05.06.2012 под номером 32436, 2-я гражданская, о включении периода работы в стаж и назначении пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                              Дело № 33-1365/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Грудкиной Т.М. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Хроповой Н*** П*** – Щеглова Д*** В*** на решение Железнодорожного районного  суда города Ульяновска  от 14 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Хроповой Н*** П*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения незаконным, включении  периода работы в выслугу лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., объяснения представителя истицы Щеглова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хропова Н.П. обратилась суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о признании решения от 29.12.2011 незаконным, включении  периода работы с 14.10.1991 по 31.03.1992 в ООО «О***» Ульяновском филиале акционерного общества «Ц***» в выслугу лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 30.09.2011.

В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 29.12.2011 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в специальный трудовой стаж не засчитан период ее работы с 14.10.1991 по 31.03.1992 в ООО «О***» Ульяновском филиале акционерного общества «Ц***». Решение ответчика считала незаконным, поскольку работа в качестве врача в частной стоматологической компании в период действия Списка профессий и должностей от 06.09.1991 №464 подлежала зачету в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Организационно-правовая форма юридического лица и его наименование не имеют юридического значения применительно к защите пенсионных прав граждан, определяющее значение для разрешения пенсионного спора имеет характер осуществляемой истцом деятельности и профиль деятельности компании.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Хроповой Н.П. – Щеглов Д.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, согласно которому, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004г. № 81-О вытекает, что назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием  организации, в которой осуществлялась лечебная деятельность. Термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. ООО «О***» занималось  стоматологическим лечением и протезированием, что подтверждается Уставом общества.  Из показаний свидетелей следует, что  истица осуществляла лечебную деятельность, работала полный рабочий день. Считает, что было представлено достаточно доказательств, подтверждающих льготный характер работы истицы в спорный период.  Представить иные документы нет возможности в связи с отсутствием документов в архиве.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истицы Хроповой Н.П. - Щеглова Д.В. без удовлетворения.

 

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Хроповой Н.П., ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области, третьих лиц Министерства здравоохранения Ульяновской области, ООО Медицинского стоматологического общества с ограниченной ответственностью «О***»,  извещенных надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Щеглов Д.В. дал аналогичные пояснения, изложенные в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 29.12.2011 Хроповой  Н.П. отказано в назначении пенсии на льготных основаниях ввиду отсутствия необходимого для назначения пенсии 30-летнего специального стажа. По подсчету пенсионного органа специальный стаж истицы составил 29 лет 6 месяцев 8 дней. При этом в специальный стаж не был засчитан период работы с 14.10.1991 по 31.03.1992  в должности врача-стоматолога в филиале акционерного общества «***» ООО «О***».

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период работы Хроповой  Н.П. в должности врача-стоматолога в филиале акционерного общества «Ц***» ООО «О***» не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он  основан  на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В период работы Хроповой Н.П. в филиале акционерного общества «Ц***» ООО «О***» действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, которым был утвержден Список   профессий,   и   должностей   работников   здравоохранения   и   санитарно­-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, куда входили  врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым утвержден новый Список, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464.

Из  материалов дела следует, что истица в спорный период выполняла работу врача лечебного учреждения, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Так, в трудовой книжке истицы имеется запись о работе в Ульяновском филиале акционерного общества «Ц***» стоматологическом обществе  «О***» врачом-стоматологом с 14.10.1991 по 31.03.1992.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.02.2012 в ИФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска общество с ограниченной ответственностью Медицинское стоматологическое общество с ограниченной ответственностью «О***»  находится в стадии ликвидации с 15.06.2007.

По сообщению из ИФНС по Железнодорожному району г.Ульяновска акционерное общество закрытого типа «Ц***» снято с налогового учета 07.09.2006 из-за  ликвидации в связи с банкротством по решению суда.

Согласно справке из Государственного архива Ульяновской области документы стоматологического общества «О***» в архив на хранение не поступали. В связи с чем вины истицы в отсутствии документов общества не имеется.

Из учредительных документов медицинского стоматологического общества с ограниченной ответственностью «О***» следует, что общество образовано с целью выполнения лечебной деятельности, а именно: стоматологической помощи работникам предприятий и населения, значительного улучшения качества стоматологической помощи, внедрения, освоения и лечения новыми современными методами лечения и технологии.

Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, подтвердили факт работы  Хроповой Н.П. в качестве врача-стоматолога в лечебном учреждении - стоматологическом обществе «О***», которое осуществляло лечебную деятельность. Все свидетели также являлись работниками стоматологического общества «О***», что подтверждается их трудовыми книжками.

Показания свидетелей судебная коллегия оценивает в совокупности с вышеуказанными доказательствами – документальными сведениями.

Таким образом, исходя из положений Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, проанализировав вышеуказанные доказательства, судебная коллегия считает подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, период работы истицы во время действия данного Постановления - с 14.10.1991 по 31.03.1992  в должности врача-стоматолога в Ульяновском филиале акционерного общества «Ц***» стоматологическом обществе  «О***», поскольку указанное общество относится к учреждениям здравоохранения, несмотря на то, что не является государственным или муниципальным  учреждением. В данном случае имеет значение медицинский профиль учреждения и осуществление им лечебной деятельности, а не его организационно-правовая форма.

Согласно  ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения истицы в УПФР 30.09.2011 ответчиком засчитан стаж для назначения пенсии на льготных условиях 29 лет 6 месяцев 8 дней, соответственно на данную дату для назначения трудовой пенсии по старости ей необходим специальный стаж 5 месяцев 22 дня. Спорный период работы истицы составляет 5 месяцев 17 дней, соответственно, при зачете данного периода в специальный стаж право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости наступает у истицы только 05 октября 2011, так как истица на момент обращения в УПФР продолжала работать по специальности согласно справке с места работы.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене. Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, которым исковые требования Хроповой Н.П. удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14  марта 2012 года отменить.

По делу принять новое решение.

Исковые требования Хроповой Н*** П*** удовлетворить.

Признать незаконным  решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области №1186 от 29.12.2011 об отказе Хроповой Н*** П*** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Хроповой Н*** П*** в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 14.10.1991 по 31.03.1992 и назначить трудовую пенсию по старости с 05 октября 2011 г.

 

Председательствующий

 

Судьи