УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чебукина
С.Н.
Дело-33- 1481/2012 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 мая 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.
при секретаре
Ульяниной Э.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Уткиной Т***
С*** и администрации МО «Барышский район» Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 марта 2012 года, по которым
постановлено:
Обязать Администрацию Муниципального
образования «Барышкский район» Ульяновской области предоставить Уткиной Татьяне Сергеевне,
относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилого помещения.
В иске к администрации города Ульяновска
Уткиной Татьяне Сергеевне – отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Уткиной
Т.С. и ее представителя адвоката Аликиной Е.А., поддержавших доводы
апелляционной жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы
представителя Администрации Муниципального образования «Барышкский район»
Ульяновской области, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Уткина Т.С.
обратилась в суд с иском к администрации
г.Ульяновска, администрации МО «Барышский район» Ульяновской области о
возложении обязанности предоставить ей жилищный сертификат для приобретения
жилого помещения.
В обоснование иска
указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Мать Охотина О.Н.
умерла, отец – Уткин С.И. – инвалид *** группы не мог по состоянию здоровья и
не хотел заниматься ее воспитанием. В соответствии с постановлением главы
администрации МО «г. Барыш» от 15.08.2007 № 407
ее попечителем была назначена Воронова Е.Н., данным же постановлением за
Уткиной Т.С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Барыш, ул.
К***. Поскольку после смерти ее матери в доме никто не проживал, дом пришел в
ветхое состояние. Межведомственной комиссией администрации Барышского
городского поселения дом был признан непригодным для проживания и постановлением главы администрации МО
«Барышский район» от 31.10.2011 признан утратившим силу пункт постановления
главы администрации МО «г. Барыш» от 15.08.2007 о закреплении за истицей жилой
площади. Истица обратилась в органы опеки и попечительства Барышского района о
выдаче жилищного сертификата, но ей было отказано в связи с тем, что она не
относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако истица находилась на полном государственном обеспечении и фактически в
возрасте до 18 лет осталась без попечения обоих родителей, поэтому относится к
лицам указанной категории.
Просила признать ее
лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, обязать ответчиков выдать ей сертификат для приобретения жилого
помещения.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Уткина Т.С. просит решение суда
изменить в части обязания выдачи жилищного сертификата не МО «Барышский район»
Ульяновской области, а мэрию города Ульяновска. При этом ссылается на то, что
суд не учел, что местом ее жительства является город Ульяновск, а сертификат
выдается по месту жительства.
В обоснование доводов жалобы администрация МО «Барышский район» Ульяновской области указывает, что Уткина Т.С. не
относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, так как инвалидность родителей не отнесена к причинам
отсутствия родительского попечения, болезнь отца дает право только на
назначение ежемесячного пособия в соответствии с Законом Ульяновской области
№152-ЗО. Поскольку льготы, предусмотренные ФЗ-№159, на нее не распространяются, решение суда является незаконным.
Дело рассмотрено в
отсутствии представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и
места рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело
в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из
материалов дела, истица родилась в г. Барыш Ульяновской области ***09.1991. Поскольку в марте 2005 года ее
мать умерла, а отец являлся инвалидом *** группы, постановлением главы МО «город Барыш» от
15.08.2007 № 407 несовершеннолетней
Уткиной Т.С. было установлено попечительство. Данным постановлением за Уткиной
Т.С. также было закреплено право на жилую площадь по адресу: г. Барыш, ул. К***.
Заключением
межведомственной комиссии от 22.06.2011, жилой дом по адресу: г. Барыш, ул. К***,
был признан непригодным для проживания.
Постановлением
Администрации МО «Барышский район» от 31.10.2011 № 1320-А в постановление Главы
МО «Город Барыш» от 15.08.2007 № 407 внесены изменения в соответствии с
заключением межведомственной комиссии, признан утратившим силу п. 2 указанного
постановления, которым ранее за истицей закреплялось указанное выше жилое
помещение.
Принимая решение о
частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
требования истицы о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на
приобретение жилого помещения подлежат удовлетворению и надлежащим ответчиком
по ее иску является Администрация Муниципального образования «Барышкский район»
Ульяновской области.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от
21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без
попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без
попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или
лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием
родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно
дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими,
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения
свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда
они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а
также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют
в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии
по социальной поддержке.
Поскольку в
отношении истицы в соответствии с указанным выше постановлением главы МО «Город
Барыш» от 15.08.2007 года было установлено попечительство, суд правомерно
пришел к выводу о том, что в период нахождения истицы в образовательном
учреждении на полном государственном обеспечении с 2008 года по 28.06.2011, с
учетом признания МВК закрепленного за нею ранее жилого помещения непригодным
для проживания, она имела право на обеспечение жилой площадью по месту
жительства вне очереди.
Согласно ст. 8 указанного
Федерального закона дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой
(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания
пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,
либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо
после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди
жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, как было
установлено в ходе судебного
разбирательства, Уткина Т.С., не имеет
закрепленного за нею жилого помещения, которым она могла бы пользоваться на
законных основаниях.
В соответствии со
ст.2 Закона Ульяновской области 06.05.2006
№60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской
области» право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим
Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей,
находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения. Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии
с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I
настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных
учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных
семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а
также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по
возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 3 указанного закона
обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона,
осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения,
установленным Правительством Ульяновской области.
Порядок обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с
положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа на территории Ульяновской области.
В соответствии с
указанным Порядком право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой
(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения на территории
Ульяновской области (далее - дети-сироты).
Право детей-сирот на обеспечение жилыми
помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.
При таких
обстоятельствах, суд
правомерно сделал вывод о том, что Уткина Т.С. является нуждающейся в жилом помещении, а ее требования о выдаче сертификата на получение
субсидии для приобретения жилого помещения подлежат удовлетворению.
Учитывая, что истица
по вопросу обеспечения жильем в администрацию города Ульяновска истица не обращалась,
в городе Ульяновске не имеет постоянного места жительства, проживает у знакомых
в качестве временного жильца и на момент возникновения данного спора была
зарегистрирована на территории Барышского района, имела закрепленное за ней
жилье, которое впоследствии было признано непригодным для проживания, суд
первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по выдаче
жилищного сертификата истице должна быть возложена на администрацию МО
«Барышский район» Ульяновской области.
Довод ответчика, что
истица не относится к категории лиц,
имеющих право на получение жилищного сертификата, противоречит материалам дела.
Истица отвечает критериям, установленным статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». Истица в установленном законом
порядке была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. Данное
обстоятельство подтверждается
Постановлением Главы муниципального образования «город Барыш» от
15.08.2007 №407.
Доводы, приведенные
сторонами в апелляционных жалобах, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам
дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом
правильно.
В силу изложенного
решение суда является законным и отмене по доводам апелляционных жалоб сторон,
не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 13 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы
Уткиной Т*** С*** и администрации МО «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи