Судебный акт
О выдаче жилищного сертификата
Документ от 22.05.2012, опубликован на сайте 07.06.2012 под номером 32602, 2-я гражданская, о выдаче сертификата о выделении субсидии для приобретения жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Чебукина С.Н.                                                                      Дело-33- 1481/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      22 мая 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Уткиной Т*** С*** и администрации МО «Барышский район» Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 марта 2012 года, по которым постановлено:

Обязать Администрацию Муниципального образования «Барышкский район» Ульяновской области  предоставить Уткиной Татьяне Сергеевне, относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилого помещения.

В иске к администрации города Ульяновска Уткиной Татьяне Сергеевне – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г.,  пояснения Уткиной Т.С. и ее представителя адвоката Аликиной Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Администрации Муниципального образования «Барышкский район» Ульяновской области, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Уткина Т.С. обратилась в суд с иском к администрации  г.Ульяновска, администрации МО «Барышский район» Ульяновской области о возложении обязанности предоставить ей жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.

В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Мать Охотина О.Н. умерла, отец – Уткин С.И. – инвалид *** группы не мог по состоянию здоровья и не хотел заниматься ее воспитанием. В соответствии с постановлением главы администрации МО «г. Барыш» от 15.08.2007 № 407  ее попечителем была назначена Воронова Е.Н., данным же постановлением за Уткиной Т.С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Барыш, ул. К***. Поскольку после смерти ее матери в доме никто не проживал, дом пришел в ветхое состояние. Межведомственной комиссией администрации Барышского городского поселения дом был признан непригодным для проживания  и постановлением главы администрации МО «Барышский район» от 31.10.2011 признан утратившим силу пункт постановления главы администрации МО «г. Барыш» от 15.08.2007 о закреплении за истицей жилой площади. Истица обратилась в органы опеки и попечительства Барышского района о выдаче жилищного сертификата, но ей было отказано в связи с тем, что она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако истица находилась на полном государственном обеспечении и фактически в возрасте до 18 лет осталась без попечения обоих родителей, поэтому относится к лицам указанной категории. 

Просила признать ее лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчиков выдать ей сертификат для приобретения жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Уткина Т.С.  просит решение суда изменить в части обязания выдачи жилищного сертификата не МО «Барышский район» Ульяновской области, а мэрию города Ульяновска. При этом ссылается на то, что суд не учел, что местом ее жительства является город Ульяновск, а сертификат выдается по месту жительства.

В обоснование доводов жалобы администрация МО «Барышский район» Ульяновской области указывает, что Уткина Т.С. не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как инвалидность родителей не отнесена к причинам отсутствия родительского попечения, болезнь отца дает право только на назначение ежемесячного пособия в соответствии с Законом Ульяновской области №152-ЗО. Поскольку льготы, предусмотренные ФЗ-№159, на нее не распространяются, решение суда является незаконным.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, истица родилась в г. Барыш Ульяновской области  ***09.1991. Поскольку в марте 2005 года ее мать умерла, а отец являлся инвалидом *** группы,  постановлением главы МО «город Барыш» от 15.08.2007 № 407  несовершеннолетней Уткиной Т.С. было установлено попечительство. Данным постановлением за Уткиной Т.С. также было закреплено право на жилую площадь по адресу: г. Барыш, ул. К***.

Заключением межведомственной комиссии от 22.06.2011, жилой дом по адресу: г. Барыш, ул. К***, был признан непригодным для проживания.           

Постановлением Администрации МО «Барышский район» от 31.10.2011 № 1320-А в постановление Главы МО «Город Барыш» от 15.08.2007 № 407 внесены изменения в соответствии с заключением межведомственной комиссии, признан утратившим силу п. 2 указанного постановления, которым ранее за истицей закреплялось указанное выше жилое помещение.     

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что требования истицы о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения подлежат удовлетворению и надлежащим ответчиком по ее иску является Администрация Муниципального образования «Барышкский район» Ульяновской области.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку в отношении истицы в соответствии с указанным выше постановлением главы МО «Город Барыш» от 15.08.2007 года было установлено попечительство, суд правомерно пришел к выводу о том, что в период нахождения истицы в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении с 2008 года по 28.06.2011, с учетом признания МВК закрепленного за нею ранее жилого помещения непригодным для проживания, она имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, как было установлено в  ходе судебного разбирательства, Уткина Т.С.,  не имеет закрепленного за нею жилого помещения, которым она могла бы пользоваться на законных основаниях.

В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 3 указанного закона обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.        

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

В соответствии с указанным Порядком право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области (далее - дети-сироты).

Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.

При таких обстоятельствах, суд правомерно сделал вывод о том, что Уткина Т.С. является нуждающейся  в жилом помещении, а ее требования о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истица по вопросу обеспечения жильем в администрацию города Ульяновска истица не обращалась, в городе Ульяновске не имеет постоянного места жительства, проживает у знакомых в качестве временного жильца и на момент возникновения данного спора была зарегистрирована на территории Барышского района, имела закрепленное за ней жилье, которое впоследствии было признано непригодным для проживания, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по выдаче жилищного сертификата истице должна быть возложена на администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области.

Довод ответчика, что истица не относится  к категории лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, противоречит материалам дела. Истица отвечает критериям, установленным статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».  Истица в установленном законом порядке была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается  Постановлением Главы муниципального образования «город Барыш» от 15.08.2007 №407.

Доводы, приведенные сторонами в апелляционных жалобах, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является законным и отмене по доводам апелляционных жалоб сторон, не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Уткиной Т*** С*** и администрации МО «Барышский район» Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи