Судебный акт
О назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда
Документ от 05.06.2012, опубликован на сайте 21.06.2012 под номером 32674, 2-я гражданская, включение в специалный стаж периодов работы, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Саенко Е.Н                                                                             Дело №33-1477/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     05 июня  2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей   Грудкиной Т.М. и Чурбановой Е.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение  Засвияжского районного  суда города Ульяновска от 23 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Айметдиновой Г*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Айметдиновой Г*** А*** в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда периоды работы: с 12.07.1990 по 11.08.1991, с 21.09.1991 по 28.02.1997, с 01.01.1998 по 29.01.1998 в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха № 5 и № 8 У***

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Айметдиновой Г*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 16.06.2011.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., объяснения Айметдиновой Г.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,      

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Айметдинова Г.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела  к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска о включении периода работы с 12.07.1990 по 29.01.1998 в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха №5 и №8 У*** в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Требования мотивировала тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе г. Ульяновска от 16.08.2011 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не был засчитан период её работы с 12.07.1990г. по 29.01.1998г. (7 лет 6 месяцев 18 дней) в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха № 5 и № 8 У***. Данное решение ответчика считала незаконным. 

Рассмотрев данный спор, суд  постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное  учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Перечнями профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденными У*** «операторы прецизионной фотолитографии» были предусмотрены только по цеху №9 и №30. Следовательно, при проведении аттестации рабочих мест и в последующем  определении перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по возрасту, работодатель не отнес профессию истицы «оператора прецизионной фотолитографии» в цехе №5 и №8 к категории льготной. Кроме того, истицей не представлено доказательств ее работы в спорный период в указанной должности в производстве радиодеталей постоянно в течение полного рабочего дня. При этом свидетельскими показаниями льготный характер работы не подтверждается. Кроме того,  имеются замечания на протокол судебного заседания.

В судебное заседание представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного  учреждения) в Засвияжском районе Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. На основании ч. 2 ст. 385 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что 16.06.2011 Айметдинова Г.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с  работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ответчика от 16.08.2011 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

При этом в специальный стаж не был зачтен период ее работы с 12.07.1990 по 29.01.1998 в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха № 5 и № 8 У*** Ответчик пришел к выводу о том, что на дату обращения истицы специальный стаж полностью отсутствует.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о необоснованности отказа УПФР и необходимости включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию  по старости, за исключением нахождения истицы в административных отпусках, и назначении досрочной трудовой пенсии.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он  не  соответствует материалам дела.

 

Согласно трудовой книжки истица в период с 12.07.1990 по 29.01.1998 работала в должности оператора прецизионной фотолитографии 3-го разряда цеха №5 и №8 У*** В периоды с 12.08.1991 – 20.09.1991, 01.03.1997 – 01.05.1997, 01.05.1997 – 31.07.1997, 01.08.1997 – 31.12.1997 истица находилась в административных отпусках, что следует из  личной карточки истицы.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

Списки  соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей  и  учреждений, с  учетом которых назначается указанная пенсия, утверждаются  Правительством  РФ (п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости к работникам, указанным в приведенной выше норме закона, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В данном списке в разделе XVI «Производство изделий электронной техники и радиоаппаратуры» подразделе 4 «Переработка полупроводниковых материалов», а не в подразделе 3 «Производство радиодеталей», под кодом 2170600а-15916 включены операторы прецизионной фотолитографии.

Суд первой инстанции верно установил, исходя из анализа пенсионного законодательства и совокупности представленных доказательств, а именно личной карточки формы Т2 на истицу, Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионного обеспечение, утвержденного У***,  где данная   профессия указана в общем производстве изделий электронной техники, переработки полупроводниковых материалов (№19), свидетельских показаний, что работа истицы в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха №5 и №8 У***  дает истице право на досрочное пенсионное обеспечение. Но, в то же время, довод апелляционной жалобы о том, что не был подтвержден факт работы истицы в спорный период времени на данной должности в течение полного рабочего дня, заслуживает внимание.

Так, согласно Разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 №1»О порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 и введенных в действие с 01 января 1992,  право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками №1 и №2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела вопрос о подтверждении занятости истицы льготной трудовой функцией в течение полного рабочего дня после 01 января 1992 г. не исследовал, а вывод суда о том, что истица  работала на данной должности весь спорный период, не основан на материалах дела.

В деле имеется только справка о заработной плате истицы в спорный период, из которой усматривается, что в некоторые месяцы вообще нет сведений о начислении заработной платы, либо начислялось только детское пособие, и уже была оплата простоев. Суд данную информацию не проверил, сведений о занятости истицы в архиве не запросил.

Так, по справке из ОГБУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области», полученной по запросу Ульяновского областного суда в отношении истицы,  следует, что в 1992 г. с июля по ноябрь нет сведений об отработанных днях и начислений заработной платы; в 1993 г. нет сведений  о количестве отработанных дней и нет начислений заработной платы в январе, феврале, апреле, а также нет полной  выработки, исходя из общего количества рабочих дней за месяц: в мае, сентябре, ноябре, поскольку  имели место простои; в 1994 г. нет полной выработки  с февраля по май, с августа по декабрь, поскольку  имели место простои; в 1995, 1996, 1997 годах и в январе 1998 г. нет либо начислений заработной платы, либо полной выработки (с марта по декабрь 1997 г. – административные отпуска), за исключением июня месяца в 1996 г.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что Айметдинова Г.А. с 31 июля 1995 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из свидетельства о внесении записи в ЕГРИП, и с 1995  г. ежегодно имела доход от предпринимательской деятельности, что наряду со справкой из архива свидетельствует о том, что она в данный период не занималась трудовой деятельностью.

На основании вышеуказанных сведений  занятость истицы в должности оператора прецизионной фотолитографии цеха № 5 и № 8 У*** подтверждается лишь в следующие периоды: с 12.07.1990 по 11.08.1991, с 21.09.1991 по 31.05.1992, с 01.12.1992 по 31.12.1992, с 01.03.1993 по 31.03.1993, с 01.06.1993 по 31.08.1993, с 01.10.1993 по 31.10.1993, с 01.12.1993 по 31.12.1993, с 01.01.1994 по 31.01.1994, с 01.06.1994 по 31.07.1994, с 01.06.1996 по 30.06.1996. 

Но, исходя из общей продолжительности данных периодов, у истицы отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Следовательно, право у истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда не наступает, и ей не может быть назначена досрочная трудовая пенсия. 

Принимая во внимание изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии со ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Айметдиновой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 16.06.2011 г. следует отказать.

Доводы апелляционной жалобы о  наличии замечаний на протокол судебного заседания, не могут быть признаны обоснованными, поскольку все замечания на протокол судебного заседания приобщены к материалам дела и рассмотрены судом в порядке ст. 232 ГПК РФ.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Засвияжского районного суда города Ульяновска  от 23 марта  2012 года  отменить.

По делу постановить новое решение.

В удовлетворении исковых требований Айметдиновой Г*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 16.06.2011 г. отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи