Судебный акт
Спор о перерасчете пенсии военнослужащего в связи с изменением квалификационной категории
Документ от 14.06.2012, опубликован на сайте 12.07.2012 под номером 32870, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                   Дело № 33-1825/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14 июня 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего – Мирясовой Н.Г.,

судей –  Чурбановой Е.В. и Казаковой М.В.,

при секретаре Атногуловой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Музыкантова П*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Музыкантова П*** В***   к Военному комиссариату Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании задолженности – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия        

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Музыкантов П.В.   обратился в суд с иском  к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании сумм недополученной  пенсии.

В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с 01.06.1994 года.  Уволен в звании капитана (звание майора присвоено в запасе), с должности старшего бортового авиационного техника, имеет классную квалификацию «Военный  техник 1-го класса».  Постановлением Правительства РФ  от  23 мая 2000 года за №396 «Об определении  квалификации летного состава государственной авиации» было утверждено Положение об определении квалификации  летного состава  государственной авиации,  которым установлены размеры надбавок для военнослужащих проходящих государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные  в установленном порядке  квалификационные категории, оклады по воинской должности увеличивались за счет средств, выделяемых на содержание  заинтересованных органов исполнительной власти, что привело к пересмотру ранее назначенных  пенсий. Однако ему пенсию своевременно не пересмотрели.  В 2003 году он обращался к ответчику с заявлением о пересмотре размера пенсии  в зависимости от присвоенной квалификации «военный техник 1-го класса» с момента  увеличения надбавки  с 2000 года.  Ответчик пересмотрел пенсию за период с 01.06.2000 по 01.06.2003, т.е. за 36 месяцев.  Тарифный разряд, по воинской  должности в нарушение  закона применялся ответчиком  с 01.06.2000  по 31.01.2012  неверно, вместо 12 применялся 11 тарифный разряд, а с 01.01.2006 года повышенный должностной оклад- 35%, в итоге окончательный расчет пенсии исчислялся в заниженном размере. Пенсия  01.01.2012 года была назначена без учета классной квалификации – 20%, который был установлен  законодательством.  Он имел право на получение пенсии с учетом повышения размера   должностного оклада с 01.06.2000 года  на 20%, с 01.01.2006 года на 35% с увеличением  за квалификационную категорию   и соответственно  на перерасчет пенсии  на основании  постановления Правительства РФ от  23 мая 2000 года за №  396.

С учетом уточненных исковых требований Музыкантов П.В. просил взыскать с ответчика   в свою пользу   недополученную пенсию в связи с повышением должностного  оклада, с увеличением за квалификационную категорию с 01.06.2003 года по 31.12.2005 года на 20%, с 01.01.2006 года по 29.02.2012 года на 35%  с учетом  индексации в сумме 48 303, 76 руб. 

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Музыкантов П.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Автор жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что ему при увольнении командиром части  установлен 3 тарифный разряд, в то время как в ранее вынесенном судебном решении  был указан 4.  Поскольку должность занимаемая истцом  при увольнении  являлась нетиповой, тарификация  по нетиповой должности  проводилась Главным финансово-экономическим  управлением Министерства обороны РФ. В соответствии с Указаниями заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от 20.07.2002 № 180\13\1-1065 сведения для тарификации  должности истца остался неизменным, т.е. 12 тарифный разряд. Соответственно расчет пенсии  должен был производиться из 12 тарифного разряда -  оклад по воинской должности 2 388 руб., оклад по воинскому званию – 1138 руб. ответчик же производил расчет пенсии, начиная с октября 2004 года  из оклада по воинской должности 1887 руб., оклад по воинскому званию – 899,1 руб. Соответственно недоплата за период с октября 2004 по сентябрь 2008 года составит 17 432 руб. 06 коп. 

При этом суд в отсутствии прямого указания в законе распространил действия положения Закона РФ № 4468-1( изменения в ст.43 и 49) , вступившие  в действие с 01.01.2012  на ранее возникшие правоотношения.

Кроме того, суд не указал в мотивировочной части материальный закон, примененный  судом к данным правоотношениям и процессуальные нормы которыми руководствовался, не обосновал свои выводы.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Музыкантова П.В., представителя ответчика Военного комиссариата Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалами дела установлено, что истец Музыкантов П.В.  является получателем пенсии за счет Министерства обороны РФ с   июня 1994   года, состоит на пенсионном  обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области.

Истец ушел на пенсию в звании капитана в должности старшего бортового  авиационного техника, что подтверждается  удостоверением.  Истец имеет выслугу  30 лет.  Получает пенсию в размере 80% от денежного содержания  военнослужащего,  которое состоит, в том числе, из должностного оклада и надбавки за выслугу лет, исчисляемую в процентном  соотношении к должностному окладу и окладу по воинскому званию.  В период нахождения  Музыкантова П.В. в запасе ему присвоено звание «майор».

В соответствие с п. 9 Постановления Совета Министров РФ «О порядке исчисления  выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы» от 22.09.1993 года за  № 941  в денежное довольствие, учитываемое при  исчислении пенсии, уволенным  с военной службы военнослужащим включается  оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному  ко дню увольнения  и процентная  надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года за №65 в целях расширения полномочий командиров и начальников, материального стимулирования военнослужащих   с 01.01.1993 года  были установлены  размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в пределах   от минимума до максимума.  Размеры окладов указывались в штатах воинских частей в пределах от минимума до максимума.  Конкретный  персональный оклад по воинской должности   ( в пределах от минимума до максимума) устанавливался каждому военнослужащему  командиром  воинской части в зависимости от результатов  практического исполнения служебных обязанностей и объявлялся в приказе.  

Пенсия истцу назначена из установленного ему командиром воинской части должностного оклада.    Согласно  расчетной книжке, истцу при увольнении командиром войсковой части установлен  третий тарифный разряд.

Постановлением Правительства РФ  от 26 июня 2002 года № 462 « Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 1 июля 2002 года введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и поручено Министру обороны РФ применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В соответствии с  пунктом «б» статьи 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с указанным Законом, пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе,- исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением, то с указанной даты все ранее назначенные пенсии подлежали пересмотру.

В соответствии с  Приложением  к Указаниям Министра обороны РФ  от 23.06.2002 № 180\3\390  истцу установлен  11 тарифный разряд, чему соответствует сумма 1650 руб.(Приказ Министерства обороны РФ № 245 от 2002 года), с учетом классности 1980 руб. ( 1650 руб. х 120%). Оклад по воинскому званию – 810 руб. Как следует из представленных документов, из указанных размеров  пенсия истцу выплачивалась с 01.06.2003 по 30.09.2003.

С 01.10.2003  оклады по воинской должности и воинскому званию были повышены  в 1,11 раза. С указанной даты пенсия истцу выплачивалась из оклада по воинской должности с учетом классности – 2 197 руб. 80 коп. (1650 х 1,11 = 1 831,5 руб.; 1 831,5 руб. х 120% = 2 197,8 руб.); по воинскому званию 899,1 руб. (810 руб. х 1,11).   Указанное подтверждено документально.

Приказом Министра обороны РФ за № 33 от 05.02.2005 «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате  ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим  военной службы некоторым категориям военнослужащих»  предписано выплачивать военнослужащим с 01.10.2004  месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями,  в размерах установленных приложением № 1 к настоящему Приказу, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой  воинской должности.

С 1 октября 2004 года  оклад по воинской должности «старший бортовой авиационный техник вертолета войсковой части 09914» установлен по 12 коду инспектором-ревизором отдела социального обеспечения Финансово-экономического  Управления Ленинградского военного округа, так как должность  является нетиповой и, установить должностной оклад самостоятельно военному комиссариату не представлялось возможным.

За период с  01.10.2004 по 30.09.2008  истцу произведена недоплата  пенсии в сумме 7931 руб. 52 коп.  с учетом «осовременивания» задолженности (перерасчет пенсии на момент установления оклада по 12 коду, т.е. на сентябрь 2008 года и распространение указанного размера пенсии  на прошедший период), что не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца.

Истцу с 01.10.2004  по настоящее время выплачивается пенсия исходя из 12 тарифного разряда, что соответствует  должности старший  авиационный техник корабля (вертолета, самолета). При этом размер оклада соответствует размеру оклада установленному по данному тарифному разряду.

Таким образом, пенсия истцу назначена исходя из оклада и тарифного разряда, установленных   нормативно-правовыми актами.

Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что пенсия истцу  выплачивается в меньшем размере, не из установленного ему тарифного разряда и в меньшем размере нежели это предусмотрено Приказом Министра обороны № 200 от 30.06.2006 ничем не подтверждены и являются несостоятельными.

23 мая 2000 года    Правительством РФ принято постановление     за №396 «Об определении квалификации  летного состава государственной авиации»

В соответствии с п. 5 указанного Постановления предписано оклады по воинской (занимаемой, штатной)  должности увеличивать  за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере:  бортовой специалист первого класса - на 20 процентов.

На основании  этого,  истцу произведен соответствующий перерасчет  пенсии за период с 29 мая 2000 года по  31.12.2002 года и выплачены денежные средства в размере 13 956, 23 руб., что подтверждается документально и не оспаривается  истцом. С 01.01.2003 года  пенсия истцу выплачивалась  с учетом данного повышения.

22.12.2005 года Правительством РФ принято Постановление  за № 796 «О  дополнительных мерах по материальному стимулированию  отдельных категорий военнослужащих  Вооруженных сил РФ», которое вступило в законную силу с 01.01.2006 года.

Указанным постановлением повышены  оклады по воинским должностям военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории. Так, по должности  бортовой специалист первого класса  оклад повысился на 35%. С учетом данного увеличения оклад истцу выплачивался до 31.12.2011 включительно.

С 1 января 2012 года  процентное увеличение должностных окладов за имеющуюся квалификацию изменилось на основании Постановления Правительства РФ от 31 января 2012 года № 60, вступившего в законную силу с 01.01.2012 ,  и в отношении военного   техника 1 класса должностной оклад подлежит увеличению на 15%. Перерасчет пенсии истца произведен с 1 января 2012 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, в отсутствии прямого указания в законе, распространил действие положений закона, а именно изменений в ст.43 и 49 Закона РФ № 4468-1, вступивших в действие с 01.01.2012  на правоотношения  по поводу назначения, выплаты и перерасчета  пенсии истца, являются несостоятельными.

Так, положения данных статей определяя  размер   пенсий  военнослужащих, отдельного указания на то, что это применяется только при  назначении пенсий уволенным  с 1 января 2012 года не содержат. Соответственно суд обоснованно пришел к выводу о том, что  с 1 января 2012 года пенсия назначена и выплачивается истцу в соответствии со ст.ст.43, 49 Закона РФ №4468-1, с учетом Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 № 60  правильно. При этом распространение действия указанных правовых норм на прошлое время не имело место.

В остальной части доводы апелляционной жалобы  были предметом исследования судом первой инстанции, и им была дана правильная правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Музыкантова П*** В*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи