Судебный акт
Возмещение денежных средств, затраченных на лекарственные препараты для ребенка-инвалида
Документ от 14.06.2012, опубликован на сайте 03.07.2012 под номером 32933, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств за приобретение лекарств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                                      Дело № 33-1765/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  14 июня 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А.  и  Чурбановой Е.В.

при секретаре Атногуловой И.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда  г. Ульяновска  от 04 апреля 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Коробовой Е*** П*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области в пользу Коробовой Н*** М*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ребенка-инвалида К****** ***!авловны!%, ******.2008 года рождения, в размере 17 663 руб. 90 коп.

Взыскать с Министерства финансов Ульяновской области в пользу Коробовой Н*** М*** в возмещение судебных расходов по проезду в размере 315 руб. 79 коп.

В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., объяснения Коробовой Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, мнение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действующий в интересах ребенка-инвалида Коробовой Е.П., обратился в суд с иском к Министерству         финансов Ульяновской области и Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении денежных средств в размере 10 561 руб. 30 коп., затраченных Коробовой Н.М. на лекарственные препараты «Г***», «Э***», «Б***», «А*** таб. п/о 10 мг № 30», «К*** амп. 2,2 мл № 5», «Э*** 200 мл», «Ц*** амп. 2, мл № 5», приобретенные для ребенка-инвалида ***!%

 

Требования мотивировал тем, что 26.08.2011 г., 22.12.2011 г., 31.01.2012 г.  врачи ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России выписали ***  К*** указанные выше лекарственные препараты, которые бесплатно в аптеках г.Димитровграда  выданы не были, а приобретены в аптеке ООО «Армада» и аптеке ОАО «Димитровград-Фарма» за счет Коробовой Н.М., законного представителя ребенка-инвалида. Всего на указанные лекарственные препараты Коробова Н.М. затратила 10 561 руб. 30 коп. В соответствии с действующим законодательством  в области социального обеспечения Коробова Е.П., как ***, до достижения возраста 18 лет должна получать  все лекарственные средства бесплатно. Отказ в предоставлении несовершеннолетней К*** бесплатных лекарственных препаратов является нарушением её прав и законных интересов. Гарантированные   законом   права   ***  К***. на льготное лекарственное обеспечение были нарушены в результате бездействия  ответчиков.

Законный представитель К***. – Коробова Н.М., дополнив  исковые требования, просила дополнительно взыскать расходы по приобретению лекарственных средств в сумме 7 305 руб. 20 коп., а также возместить расходы по приобретению бензина на поездку в суд из г. Димитровграда в г. Ульяновск на сумму 387 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство труда и социального развития  Ульяновской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федерального казначейства Ульяновской области.

Рассмотрев требования истца по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить решение суда. В жалобе ссылается на то, что лекарственные препараты, назначенные К***., не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный постановлением Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006г. № 665. Кроме того, указывает, что судом необоснованно взыскано с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарства и проезд, так как на эти цели не предусмотрено софинансирование из бюджета субъекта РФ. В жалобе также указывается, что финансирование расходов на указанные цели проводится по предложению муниципальных образований не из средств субъекта федерации, а из сумм, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства финансов Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В ходе рассмотрения дела установлено, что К***2008 года рождения, является ребенком-инвалидом.

26 августа 2011 года, 22 декабря 2011 года, 31 января 2012 года и врачом ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России для ее лечения были выданы рецепты на бесплатное приобретение лекарственных средств «Г***», «Э***», «Б***», «З***», «К***», «Ц***», «А*** «Э***», которые бесплатно в аптеках города Димитровграда не реализовываются, в связи с чем были приобретены Коробовой Н.М. на сумму 17 633,90 руб.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1.

В приложении № 1 указано, что *** в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.

Таким образом, право на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным Постановлением Правительства РФ.

Пунктом 4 этого же Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, – принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Положением о Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 17 апреля 2007 года № 7/129, предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области, осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.

Министерство финансов Ульяновской области в соответствии с пунктами 2.1- 2.5 Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010г. № 128-П, предусмотрено, что названное Министерство осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.

По делу было установлено, что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 на территории города Димитровграда в 2011-2012 годах производится не в полной мере.

Законом Ульяновской области от 29.11.2010 г. № 190-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами, независимо от их наименования, детям-инвалидам, как это установлено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для *** К***.

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета, являются несостоятельными.

Утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 04 октября 2010 г. №782 и от 21 октября 2011 г. № 856 Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год и 2012 год предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации, оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, сделан правильно, поскольку данная обязанность является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Ульяновской области о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях только лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень,  не могут быть приняты во внимание.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 прямо предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации принимать меры по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Несовершеннолетняя К***., как *** обладает правом на получение всех лекарственных средств бесплатно.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04 апреля 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Министерства финансов Ульяновской области -  без удовлетворения.

 

Председательствующий                              

Судьи