УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова
Е.А.
Дело № 33-1765/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
14
июня 2012 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой
В.А. и
Чурбановой Е.В.
при секретаре
Атногуловой И.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 04 апреля 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида
Коробовой Е*** П*** удовлетворить частично.
Взыскать с
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской
области в пользу Коробовой Н*** М*** в возмещение расходов, затраченных на
приобретение лекарственных препаратов для ребенка-инвалида К****** ***!авловны!%,
******.2008 года рождения, в размере 17 663 руб. 90 коп.
Взыскать с
Министерства финансов Ульяновской области в пользу Коробовой Н*** М*** в
возмещение судебных расходов по проезду в размере 315 руб. 79 коп.
В остальной части
иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., объяснения Коробовой Н.М., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, мнение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.
Димитровграда Ульяновской области, действующий в интересах ребенка-инвалида
Коробовой Е.П., обратился в суд с иском к Министерству финансов Ульяновской области и Министерству здравоохранения Ульяновской
области о возмещении денежных средств
в размере 10 561 руб. 30 коп., затраченных Коробовой Н.М. на лекарственные препараты «Г***», «Э***»,
«Б***», «А*** таб. п/о 10 мг № 30», «К*** амп. 2,2 мл № 5», «Э*** 200 мл», «Ц***
амп. 2, мл № 5», приобретенные для
ребенка-инвалида ***!%
Требования
мотивировал тем, что 26.08.2011 г., 22.12.2011 г., 31.01.2012 г. врачи ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России выписали *** К*** указанные выше лекарственные препараты,
которые бесплатно в аптеках г.Димитровграда
выданы не были, а приобретены в аптеке ООО «Армада» и аптеке ОАО
«Димитровград-Фарма» за счет Коробовой Н.М., законного представителя
ребенка-инвалида. Всего на указанные лекарственные препараты Коробова Н.М.
затратила 10 561 руб. 30 коп. В соответствии
с действующим законодательством в
области социального обеспечения Коробова Е.П., как ***, до достижения
возраста 18 лет должна получать все
лекарственные средства бесплатно. Отказ в предоставлении несовершеннолетней К***
бесплатных лекарственных препаратов является нарушением её прав и законных
интересов. Гарантированные законом права
*** К***. на льготное
лекарственное обеспечение были нарушены в результате бездействия ответчиков.
Законный
представитель К***. – Коробова Н.М., дополнив
исковые требования, просила дополнительно взыскать расходы по
приобретению лекарственных средств в сумме 7 305 руб. 20 коп., а также
возместить расходы по приобретению бензина на поездку в суд из г. Димитровграда
в г. Ульяновск на сумму 387 руб.
Судом к участию в
деле привлечены в качестве соответчика Министерство труда и социального
развития Ульяновской области, третьего
лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федерального
казначейства Ульяновской области.
Рассмотрев
требования истца по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В апелляционной
жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить решение суда.
В жалобе ссылается на то, что лекарственные препараты, назначенные К***., не
входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при
оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям
граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи,
утвержденный постановлением Приказом Министра здравоохранения и социального
развития РФ от 18.09.2006г. № 665. Кроме того, указывает, что судом
необоснованно взыскано с Министерства финансов Ульяновской области за счет
средств казны Ульяновской области возмещение расходов, затраченных на
приобретение лекарства и проезд, так как на эти цели не предусмотрено
софинансирование из бюджета субъекта РФ. В жалобе также указывается, что
финансирование расходов на указанные цели проводится по предложению
муниципальных образований не из средств субъекта федерации, а из сумм,
выделенных из федерального бюджета в виде субвенций. Органы государственной
власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий в
случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителей Министерства финансов Ульяновской области,
Министерство здравоохранения Ульяновской области, извещенных о времени и месте
рассмотрения жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1
ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что К***2008 года рождения, является ребенком-инвалидом.
26 августа 2011
года, 22 декабря 2011 года, 31 января 2012 года и врачом ФГУЗ КБ № 172 ФМБА
России для ее лечения были выданы рецепты на бесплатное приобретение
лекарственных средств «Г***», «Э***», «Б***», «З***», «К***», «Ц***», «А*** «Э***»,
которые бесплатно в аптеках города Димитровграда не реализовываются, в связи с
чем были приобретены Коробовой Н.М. на сумму 17 633,90 руб.
Удовлетворяя требования
прокурора, суд обоснованно исходил из положений Постановления Правительства РФ
от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым
утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1.
В приложении № 1
указано, что *** в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства
бесплатно.
Таким образом, право
на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного
обеспечения гарантировано названным Постановлением Правительства РФ.
Пунктом 4 этого же
Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в
аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, –
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Положением о
Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденным постановлением
Правительства Ульяновской области от 17 апреля 2007 года № 7/129,
предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской
области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного
бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством
Российской Федерации.
В сфере
регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено полномочиями по
формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом и
бюджетами муниципальных образований Ульяновской области, осуществлению в
установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области
порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами
муниципальных образований Ульяновской области.
Министерство
финансов Ульяновской области в соответствии с пунктами 2.1- 2.5 Положения
совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти
Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников
финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных
гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий
граждан на территории Ульяновской области.
Положением о
Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением
Правительства Ульяновской области от 15.04.2010г. № 128-П, предусмотрено, что
названное Министерство осуществляет разработку и реализацию региональных
программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному
обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в
области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением
законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны
здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны
здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями
медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными
средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской
области.
По делу было установлено,
что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 на
территории города Димитровграда в 2011-2012 годах производится не в полной
мере.
Законом Ульяновской
области от 29.11.2010 г. № 190-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на
обеспечение бесплатными лекарственными средствами, независимо от их
наименования, детям-инвалидам, как это установлено Постановлением Правительства
РФ от 30.07.1994 г. № 890.
При таких
обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о возмещении
денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ***
К***.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации
вправе прекратить исполнение полномочий в случае отсутствия соответствующего
финансирования из федерального бюджета, являются несостоятельными.
Утвержденными
Постановлениями Правительства РФ от 04 октября 2010 г. №782 и от 21 октября
2011 г. № 856 Программами государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год и 2012 год предусмотрено,
что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных в
установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации, оказывается
государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора
социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами,
изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
При таких
обстоятельствах вывод суда о том, что на органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам
врачей бесплатно, сделан правильно, поскольку данная обязанность является
государственным полномочием субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной
жалобы Министерства финансов Ульяновской области о том, что согласно
Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют меры по
контролю за наличием в аптечных учреждениях только лекарственных средств,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень, не могут быть приняты во внимание.
Постановлением
Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 прямо предусмотрена обязанность
субъектов Российской Федерации принимать меры по организации мероприятий по
своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей
бесплатно или со скидкой. Несовершеннолетняя К***., как *** обладает правом на
получение всех лекарственных средств бесплатно.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Ульяновской
области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи