Судебный акт
Спор о включении молодой семьи в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"
Документ от 26.06.2012, опубликован на сайте 18.07.2012 под номером 33005, 2-я гражданская, о признании права на получение субсидии на погашение кредитного договора,обязании включить семью в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                                    Дело № 33-1898/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             26 июня 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.С.,

судей  Казаковой М.В. и Грудкиной Т.М.,

при секретаре  Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Трепалиных С*** Н*** и Н*** А***   на решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска  от 17 апреля 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Трепалина С*** Н***, Трепалиной Н*** А*** о признании права на получении субсидии на получение социальной выплаты для погашения  кредита по договору *** от 15.03.2011 г. на приобретение жилого помещения по адресу г. Ульяновск ул.Г***, обязании включить  семью в списки  участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с даты подачи  первоначального заявления на участие  в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002  – 2010 годы» отказать.

 

Заслушав доклад Казаковой М.В., пояснения представителя Трепалина С.Н. – Снежкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Трепалин С.Н., Трепалина Н.А. обратились в суд с иском к администрации г.Ульяновска о признании права на получение субсидии для погашения кредита и включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование иска указали, что 30.07.2007 обратились в мэрию г.Ульяновска с заявлением о включении в состав участников программы по обеспечению жильём молодых семей на 2002-2010 годы, были признаны участниками данной программы, которая предусматривала возможность получения социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита или займа. Рассчитывая на получение субсидии,  15.03.2011 заключили кредитный договор со Сбербанком РФ на приобретение жилья и купили двухкомнатную квартиру по адресу: г.Ульяновск, ул.Г***. В связи с окончанием действия программы и принятием новой федеральной программы на 2011-2015 годы вновь подали документы ответчику на получение льготы, в которой им было отказано, так как они приобрели жилье и нуждающимися, по мнению органа местного самоуправления, более не являются. При этом в выдаче социальной выплаты на погашение основной суммы по договору ипотечного кредитования им также было отказано. Полагали отказ незаконным, просили признать за ними право на получение субсидии для погашения кредитных обязательств и  включить их семью в составе трех человек в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

Судом к участию в деле в качестве соответчика  привлечен Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска

Рассмотрев требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Трепалин С.Н., Трепалина Н.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить. Указывают, что ранее действовавшая подпрограмма по обеспечению жильем молодых семей предоставляла возможность направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита. Изменения в этой части в новой подпрограмме, предусматривающей возможность погашения ипотечного кредита, взятого до 01.01.2011, введены в действие с 26.07.2011, поэтому не могут иметь обратной силы и быть применимы в данной ситуации, так как кредит взят ими 15.03.2011. Поскольку они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2007 году и не реализовали свое право на получение субсидии до 31.12.2010, их семья подлежит включению в новую подпрограмму с целью погашения кредитных обязательств, в противном случае  будут нарушено их конституционное право на жилище.

Дело рассмотрено в отсутствии Трепалина С.Н., Трепалиной Н.А., администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Трепалина С.Н. – Снежкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что Трепалины обратились в Сбербанк РФ по вопросу получения кредита 02.02.2011, в то время  как «новая» программа была принята 08.02.2011, то есть вправе рассчитывать на возможность погашения кредита за счет субсидии, как это было предусмотрено «старой» программой. Изменение условий получения социальной льготы в программе на 2011-2015 годы не должно  распространяться на истцов, так как ухудшает их положение как участников программы государственной поддержки молодых семей. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что истцы Трепалин С.Н., ***,  и Трепалина Н.А., ***,  являются супругами, у них имеется ребенок – Т***., ***.

Решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» администрации г. Ульяновска от 27.07.2007 семья Трепалиных была признана участником указанной подпрограммы.

15.03.2011 Трепалины заключили кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на сумму *** руб. под ***% годовых на приобретение жилого помещения по адресу: г.Ульяновск, ул.Г***.

16.03.2011  по договору купли-продажи истцами приобретена двухкомнатная квартиру по адресу: г.Ульяновск, ул.Г***, общей площадью 53,36 кв.м по ½ доли на каждого.

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома администрации г. Ульяновска от 28.12.2011 истцы исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с улучшением ими жилищных условий.

Полагая данное  решение незаконным, Трепалины обжаловали его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для признания за Трепалиными права на получении субсидии и включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Действительно, в 2007 году Трепалины были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, однако правом на получение социальных выплат в рамках данной программы не воспользовались.

Действие указанной программы закончилось 31 декабря 2010.

С заявлением о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы Трепалины обратились в органы местного самоуправления летом 2011 года, когда уже ими был заключен кредитный договор и приобретена  двухкомнатная квартира, то есть к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий не относились.

Разрешая вопрос о признании за истцами права использовать субсидию  для погашения основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, суд правомерно исходил из условий подпрограммы на момент заключения истцами соответствующего кредитного договора.

В частности, на момент заключения кредитного договора и приобретение жилья Трепалиными (март 2011 года) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»  на 2011-2015 годы.

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 в качестве приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

Социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту данными Правилами предусмотрено не было.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 14.07.2011 № 575 был введен пп. «е», который предусматривал использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г.

Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы,  утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 № 31/281-П (ред. от 02.03.2011), так же на момент получения истцами ипотечного кредита и приобретения жилья, не предусматривала социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам, предоставленным на приобретение жилья.

Внесенное изменение в раздел 5 областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 года от 17 октября 2011 года, предусматривающее социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам, предоставленным на приобретение жилья, признано Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.12.2011 №590-П утратившим силу с момента его принятия, так как противоречил федеральной программе.

Следовательно, правовые основания для предоставления Трепалиным, как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, социальной выплаты на погашение кредитных обязательств, возникших 15.03.2011, отсутствовали.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Довод апелляционной жалобы Трепалиных о том, что суд необоснованно руководствовался нормами, ухудшающими положения истцов, правильность принятого решения не опровергает, так как истцы обратились с заявлением для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту тогда, когда такое условие подпрограмма для молодых семей не содержала.

То обстоятельство, что Трепалины были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий,  включены в списки молодых семей  в 2007 году и не получили социальной льготы в период действия программы, основанием для получения ими социальной выплаты по ранее действующим Правилам  предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не является.

Тот факт, что за получением ипотечного кредита истцы обратились в банк 02.02.2011, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку кредитный договор заключен ими 15.03.2011.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 17 апреля 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Трепалина С*** Н*** и Трепалиной Н*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                              

Судьи