Судебный акт
Признание незаконным бездействия по антикоррупционной экспертизе
Документ от 26.06.2012, опубликован на сайте 11.07.2012 под номером 33028, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманов С.Н.                                                                     Дело № 33-1894/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             26 июня 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

Председательствующего Королёвой А.В.,

судей Логинова Д.А., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Власовой М.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Ямкина А*** П*** на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области,  выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области,  выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать Совет депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых им нормативных правовых актов.

Обязать администрацию муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ею нормативных правовых актов.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав и интересов  неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании бездействия  незаконным и обязании к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов.

В обоснование исковых требований указал, что в силу Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения в утвержденном ими порядке, согласно методике, установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что представительным и исполнительно-распорядительным органом МО «Тиинское сельское поселение» до настоящего времени не утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. По этой причине антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселения, а именно: решений, постановлений и распоряжений, в 2011 году и истекшем периоде 2012 года в нарушение требований федерального законодательства не проводилась.

Вопрос о передаче органами местного самоуправления муниципального района осуществления части своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органам самоуправления муниципального района Советом депутатов и администрацией поселения не поднимался.

Согласно Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции. Таким образом, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления МО «Тиинское сельское поселение» нарушают интересы РФ в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений в поселении.

Просил признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, и обязать ответчиков проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Ямкин А.П. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Не оспаривая правомерность исковых требований и факт не представления нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, считает, что судом не учтено предоставление администрацией поселения проектов нормативных актов для проведения антикоррупционной экспертизы. Кроме того, постановлением администрации поседения №35 от 03.08.2009 утверждён порядок проведения указанной экспертизы. Следовательно, администрация района действовала в рамках Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 

В суд апелляционной инстанции представители Совета депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из  материалов дела следует, что в 2011 году и за истекший период 2012 года Совет депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрация муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не проводили антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов. Указанный факт ответчиками не оспаривался.

В соответствии с п. 2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов определена в качестве одной из мер профилактики коррупции.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

По смыслу данного Федерального закона антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

К числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также отнесены органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы, в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 4 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона.

С учетом указанных требований закона, принимая во внимание неисполнение ответчиками обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых ими нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным их бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов, и обязал ответчиков проводить указанную экспертизу.

Поскольку законом предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы, в том числе и принятых нормативных правовых актов, судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии бездействия администрации муниципального образования в связи с проведением антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Кроме того, в суде первой инстанции представителем ответчиков Зотовой Е.М. было заявлено о признании исковых требований.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. При этом суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Процедура принятия судом признания исковых требований ответчиком регламентирована статьей 173 ГПК РФ, в силу которой признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. На суд также возложена обязанность разъяснить ответчику последствия признания иска.

В материалах дела имеются заявления о признании иска, подписанные представителями Совета депутатов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Правовые последствия признания иска разъяснялись представителю ответчиков в установленном законом порядке, что подтверждается протоколом судебного заседания от 03 мая 2012 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял признание иска ответчиками и удовлетворил исковые требования прокурора.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Ямкина А*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи