Судебный акт
Бездействие по отлову безнадзорных животных
Документ от 10.07.2012, опубликован на сайте 28.07.2012 под номером 33340, 2-я гражданская, о признании бездействия по непринятию мер по отлову безнадзорных собак на территории МО "Барышский район" незаконным и возложении обязанности принять меры по организации отлова безнадзорных собак, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                                             Дело № 33- 2010/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   10 июля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 10 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» по непринятию мер по отлову безнадзорных животных.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» принять меры по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования «Барышский район».

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Ульяновской области Николаевой Н.А., считающей решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и законных интересов  неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Барышский район» (далее – МО «Барышский район») о признании незаконным бездействия по неприятию мер по отлову безнадзорных животных и о возложении обязанности принять меры по организации отлова безнадзорных животных на территории МО «Барышский район».

В обоснование исковых требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией МО «Барышский район» требований законодательства по осуществлению переданных государственных полномочий Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных МО «Барышский район» было установлено, что в период с 05.08.2011 по 23.02.2012 в КУСП МО МВД России «Барышский» зарегистрировано 10 случаев обращений граждан г. Барыша и Барышского района о нападении бродячих собак. С аналогичным заявлением 27.02.2012 в прокуратуру района обратилась жительница г.Барыша Ханс А.У., которая пояснила, что на ее сестру напали бродячие собаки.

По состоянию на 27.03.2012 администрация МО «Барышский район» договор со специализированной организацией по отлову безнадзорных домашних животных не заключала.

Согласно письму администрации МО «Барышский район» от 26.03.2012 № 792 в бюджет района в 2012 году были перечислены из областного бюджета Ульяновской области финансовые средства для осуществления полномочий по отлову безнадзорных домашних животных.

Между тем, администрацией МО «Барышский район» меры по организации отлова безнадзорных домашних животных по настоящее время не принимались, договора по отлову со специализированными организациями не заключались.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Указывает, что со стороны администрации МО «Барышский район» отсутствовало бездействие по неприятию мер по отлову безнадзорных животных. Субвенции на осуществление соответствующих государственных полномочий поступили из областного бюджета только 26.03.2012, то есть незадолго до момента обращения прокурора в суд. При этом соглашение между МО «Барышский район» и службой государственного ветеринарного надзора действует до 31.12.2012.

Суд не принял во внимание, что администрацией МО «Барышский район» была проделана работа по изучению цен (тарифов) различных специализированных организаций по оказанию услуг по отлову безнадзорных животных, в Департамент ветеринарии Ульяновской области было направлено письмо для предоставления реестра всех организаций, занимающихся отловом безнадзорных животных. Таким образом, были предприняты необходимые действия для решения проблемы защиты населения от безнадзорных домашних животных.

В 2011 году все необходимые меры по отлову безнадзорных животных в рамках предоставленных из областного бюджета субвенций также были выполнены, нареканий со стороны контролирующих органов не было.

Согласно п.4 Порядка отлова безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2010 № 467-П, мероприятия по отлову животных проводятся по заявкам организаций и граждан по графикам, формируемым в соответствии с заявками. В 2012 году указанных заявок от организаций и граждан не поступало.

Прокурором не было представлено доказательств того, что в период с 05.08.2011 по 23.02.2012 в Барышском районе было зарегистрировано десять фактов нападения на граждан именно бродячих, а не домашних собак.

Закон Ульяновской области от 07.10.2010 № 158-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных» в целом противоречит федеральному законодательству. Так, согласно положениям Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия по отлову безнадзорных домашних животных исключены из числа полномочий, которые могут быть переданы субъектом Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. 

Пунктами «б», «н» ст.72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. 

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п.1 ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Как следует из п.3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 №449 с последующими изменениями «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» в целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных бешенством и другими болезнями, упорядочения содержания собак и кошек в городах, других населенных пунктах, создание условий, исключающих возможность причинения ими вреда здоровью людей установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица и безнадзорные кошки подлежат отлову. Отлов таких собак и кошек производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 N 4979-1 «О ветеринарии», ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Подпунктом 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» п.6. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п.2 настоящей статьи (за исключением п.п. 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и п.п. 64 п.2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Как следует из ст.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 N 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Положениями п.п.49 п.2 cт.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 1, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», ст.3 Закона РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 N 4979-1, Федерального закона № 131-ФЗ от 01 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо не предусмотрен в числе санитарно-эпидемиологических мероприятий отлов безнадзорных собак и кошек, не возложена непосредственно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по обеспечению конституционных прав граждан на безопасность окружающей среды, исключающей нападение на людей безнадзорных собак.

Как следует из ч.ч.2, 5. ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст.1 Закона Ульяновской области от 07.10.2010 года № 158-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных», данный Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных. В соответствии со ст.2 указанного Закона Ульяновская область наделяет полномочиями органы местного самоуправления по отлову безнадзорных домашних животных на неограниченный срок.

Принимая во внимание указанные нормы права судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о незаконности передачи муниципальному образованию полномочий по отлову безнадзорных домашних животных.

Из материалов дела следует, что 27.02.2012 в прокуратуру Барышского района обратилась жительница г. Барыша Ханс А.У. с заявлением о нападении на ее сестру бродячих собак. За период с 05.08.2011 года по 23.02.2012 года в КУСП МО МВД России «Барышский» зарегистрировано 10 случаев обращений граждан г. Барыша и Барышского района о нападении животных, из которых 7 случаев нападения безнадзорных собак. Указанными обстоятельствами опровергается довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств  нападения на граждан бродячих собак.

Постановлением администрации МО «Барышский район» от 11.03.2011 года № 261-А уполномоченным органом на предоставление субвенций на осуществление государственных полномочий по отлову безнадзорных животных, определено Управление топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального хозяйства, строительства и дорожной деятельности.

30.12.2011 между Департаментом ветеринарии Ульяновской области и МО «Барышский район» заключено Соглашение №8 о предоставлении субвенций в 2012 году в сумме 69600 руб. на осуществление в 2012 году государственных полномочий Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных. Пунктом п.1 указанного соглашения закреплена передача МО «Барышский район» государственных полномочий Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных. Согласно п.3.1.2. Соглашения субвенции предоставляются в соответствии с кассовым планом Департамента ветеринарии, сформированным на основании заявки муниципального образования. В марте 2012 года администрации МО «Барышский район» были перечислены субвенции в размере 20 880 руб., в апреле – 48 720 руб.

Согласно п.3 Порядка отлова безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2010 N 467-П, отлов животных производится физическими и юридическими лицами, определяемыми в соответствии с законодательством о защите конкуренции и размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, имеющими необходимое оборудование (пневматическое оружие), транспорт для перевозки животных и специально подготовленный персонал (далее - бригады по отлову).

Вместе с тем, каких-либо мер по отлову безнадзорных животных администрацией МО «Барышский район» в 2012 году не принималось, договор на отлов безнадзорных животных не заключался.

Согласно абз.4 п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании материалов дела и представленных доказательств, суд пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны администрации МО «Барышский район», выразившегося в непринятии мер по отлову безнадзорных животных.

Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено. Направление в Департамент ветеринарии Ульяновской области письма о предоставления реестра организаций, занимающихся отловом безнадзорных животных, не может быть расценено как принятие мер, достаточных для защиты населения от безнадзорных домашних животных. Администрация МО «Барышский район» не лишена возможности самостоятельно установить организацию, с которой может быть заключен договор на отлов безнадзорных животных.

Довод апелляционной жалобы о принятии мер по отлову безнадзорных животных в 2011 году, в частности, о заключении договора с МУП «Ульяновскдорремсервис», не может служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в 2012 году администрацией МО «Барышский район» предпринято не было необходимых мер по отлову безнадзорных животных.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что отсутствовали заявки от граждан и организаций на отлов безнадзорных животных. Как следует из справки Межмуниципального отдела МВД РФ «Барышский» ежедневные сводки о происшествиях, в которых содержались сообщения о нападении бродячих собак на людей, направлялись главе администрации МО «Барышский район».

Исковое заявление предъявлено прокурором в суд с соблюдением положений ст.45 ГПК РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 10 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи