Судебный акт
Отказ во взыскании морального вреда, материального ущерба за некачественную операцию
Документ от 10.07.2012, опубликован на сайте 10.08.2012 под номером 33388, 2-я гражданская, о взыскании материального ущерба, судебных расходов, компенсации морального вреда,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Котельников А.Г.                                                               Дело № 33-2058/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          10 июля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Власовой М.В.,  

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Котовой А*** А*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 17 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Котовой А*** А*** к негосударственному учреждению здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ульяновск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда, возмещении ущерба и взыскании судебных расходов – отказать в полном объеме.

Взыскать с Котовой А*** А*** в пользу государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» 12 152 рубля в качестве расходов по производству экспертизы.  

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Котовой А.А., просившей удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, представителя негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ульяновск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Кузнецовой Л.В., просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Котова А.А. обратились в суд с иском к НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» о компенсации морального вреда, возмещении ущерба и взыскании судебных расходов.

Свои требования истец мотивировала тем, что в 2007 году у нее обнаружилась деформация первого пальца обеих стоп, появились боли в области ***. По поводу заболевания она обратилась к ответчику. Её осмотрел врач Юдин Н.А., который поставил диагноз: ***. Врачом ей было рекомендовано оперативное лечение. 24 марта 2008 года она заключила с ответчиком договор на оказание платных медицинских услуг. В тот же день ей провели операцию - ***. За операцию она заплатила 5000 рублей. Однако после проведенной операции боли в стопах не проходили, в течение 6-ти месяцев после операции произошла деформация ***, в течение следующих 6-ти месяцев значительно ***, произошла их молоткообразная деформация. Ей стало трудно ходить, она не могла надеть никакую обувь. В связи с этим она вновь обратилась к ответчику, и ей 10 ноября 2009 года была проведена операция - ***. За проведенную операцию она уплатила 4805 рублей. Улучшения после второй операции также не настало, ***, она ***. Поэтому в 2011 году она обратилась в травматологическо-ортопедическое отделение № 1 Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи. В указанном медицинском учреждении ей был выставлен диагноз: ***. Ей было рекомендовано оперативное лечение, которое было проведено 09 февраля 2012 года - ***. Таким образом, заболевание, диагноз которого ей был выставлен в 2011 году, является следствием неправильно проведенной операции врачом Юдиным Н.А., который в действительности сделал ей операцию *** стоп. В связи с этим с ответчика в её пользу должны быть взысканы: стоимость проведенных операций в размере 9 805 рублей; компенсация морального вреда - 500 000 рублей; расходы по уплате госпошлины - 200 рублей и оплате услуг адвоката - 2000 рублей.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Котова А.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Жалоба мотивирована доводами аналогичными тем, которыми было мотивировано первоначальное заявление. По мнению автора жалобы, выводы суда о том, что действия ответчика по проведению ей операций носили не противоправный характер, являются несостоятельными, поскольку в действительности 24 марта 2008 года ей была сделана операция не только на первые пальцы, но и на пятые пальцы стоп. Данный факт нашел свое подтверждение в записи, сделанной в медицинской карте. Поскольку федеральные и региональные медико-экономические стандарты медицинской помощи при *** не разработаны, следовательно, проведение ей операций, на которые отсутствуют стандарты лечения и диагностика, также противоречит закону. Суд, вынося решение, не учел, что именно ответчик обязан был доказать качественность проведенных операций. Следовательно, на ответчика должна была быть возложена обязанность предоставить соответствующие рентгеновские снимки и их описание.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договорами на оказание медицинских услуг, заключенными между НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» (исполнитель) и Котовой А.А. (заказчик), исполнитель в соответствии с приложениями к договору оказал услуги заказчику по проведению операций:

- 24 марта 2008 года ***;

- 10 ноября 2009 года ***.

 

В период с 08 по 24 февраля 2012 года Котова А.А. находилась на стационарном лечении в Ульяновском областном клиническом центре специализированных видов медицинской помощи (УОКЦСВМП) с диагнозом: ***.

 

В данном медицинском учреждении Котовой А.А. 09 февраля 2012 года была проведена операция: ***.

 

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указала, что операции от 24 марта 2008 года и 10 ноября 2009 года проведены ответчиком некачественно и неправильно.

 

Кроме того, в процессе рассмотрения дела истцом было указано на то, что 24 марта 2008 года ей была проведена операция не только ***, но и операция ***, что также способствовало усугублению течения болезни.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

 

Поскольку истцом поставлены вопросы, разрешение которых требует специальных знаний в области медицины, по делу была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза.

 

Заключением экспертизы от 24 апреля 2012 года №227-М были сделаны выводы о том, что:

- поскольку федеральные и региональные медико-экономические стандарты медицинской помощи при *** не разработаны, достоверно ответить на вопрос - были ли нарушены стандарты диагностики и лечения Котовой А.А. в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» невозможно.

- диагноз, установленный в УОКЦСВМП, принципиально не противоречит диагнозам, установленным ранее в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД». Увеличение степени *** и появление новых деформаций обусловлены естественным течением данного заболевания и не является следствием ранее проведенного оперативного лечения в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД»;

- ни одна из имеющихся методик оперативного лечения  п*** абсолютно не устраняет его и любая из имеющихся методик направлена на устранение конкретных клинических проявлений (***). Отсутствие первичных рентгенограмм Котовой А.А. до и после оперативных вмешательств в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не позволяет судить о степени деформации стоп у Котовой А.А., а также о качестве проведенных операций;

- учитывая, что поперечное *** относится к одной из разновидностей статической ***, которая непрерывно прогрессирует, все существующие на настоящий момент методы (более 150 видов) направлены на устранение текущих *** и симптомов, их сопровождающих. 

 

В судебном заседании эксперт Федутинов Д.А. дал ряд разъяснений по заключению экспертизы:

- в связи с отсутствием рентгенограмм за 2008, 2009 годы и шесть месяцев 2010 года эксперты не смогли сделать вывод о качестве сделанных Котовой А.А. в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» операций;

- специфика имеющегося у Котовой А.А. заболевания состоит в том, что ни одна методика оперативного лечения *** не устраняет его, а может лишь устранить его конкретные проявления;

- даже правильно и качественно проведенная операция не служит гарантией от последующего проявления у больного тех же симптомов заболевания;

- поскольку в медицинской карте Котовой А.А. № 837 из НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» отсутствуют сведения о проведении операции на ***, эксперты не смогли сделать вывод о том - проводилась ли 24 марта 2008 года такая операция в данной больнице в действительности, и если проводилась - каково было качество данной операции.

 

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильным выводам, отраженным в мотивировочной части решения, о том, что:

- увеличение степени *** и появление новых *** у Котовой А.А. после проведенных в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не является следствием неправильно проведенных ответчиком операций или некачественно оказанных истице медицинских услуг;

- истцом каких-либо доказательств о том, что операции, сделанные ей в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск», были проведены неправильно или некачественно, суду не представила;

- в деле отсутствуют объективные доказательства того, что Котовой А.А. 24 марта 2008 года в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» проводилась операция не только на первых, но и на ***оп!%.

 

Эти выводы основаны на требованиях норм материального права, согласуются с исследованными в суде материалами дела.

 

Так, в стационарной медицинской карте Котовой А.А. № 837 нет сведений об операции на 5-х пальцах стоп.

 

Нет таких сведений и в амбулаторной медицинской карте Котовой А.А. из поликлиники № 1, где имеется запись осмотра истца хирургом по месту ее жительства после проведенной ей 24 марта 2008 года операции - ***.

 

О том, что 24 марта 2008 года ей (Котовой А.А.) была проведена операция не только на первых, но и на ***, она стала утверждать только в ходе судебного разбирательства.

 

При этом об указанном факте в своем исковом заявлении Котова А.А. не писала.

 

Рекомендация врача Юдина Н.А. от 17 марта 2008 года, отраженная в медицинской карте Котовой А.А., об оперативном лечении не только первых, но и пятых пальцев стоп, не может служить доказательством того, что 24 марта 2008 года ответчик провел операцию не только на первых, но и ***. 

 

О том, что 24 марта 2008 года не проводилась операция на ***, свидетельствует и акт выполненных работ от 24 марта 2008 года.

 

Согласно указанному акту Котовой А.А. была проведена только операция - ***, за которую она оплатила 5000 рублей.

 

В связи с этим доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению, поскольку они выводов суда не опровергают, и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

 

С учетом сделанных экспертами выводов о том, что ни одна из имеющихся методик оперативного лечения  *** абсолютно не устраняет его, а направлена на устранение конкретных клинических проявлений (*** и текущих деформаций и симптомов их сопровождающих, суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что сам по себе факт проводилась ли операция на *** 24 марта 2008 года или нет, не может бесспорно свидетельствовать о том, что действиями ответчика Котовой А.А. был причинен моральный вред.

 

Поэтому доводы жалобы в указанной части также подлежат отклонению, поскольку они основаны на предположениях истца.

 

Доводы Котовой А.А. о том, что  НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД»  должно было предоставить рентгеновские снимки за 2008, 2009 годы и шесть месяцев 2010 года, являются несостоятельными, поскольку эти снимки перед операциями делала истец по месту своего жительства - в городской поликлинике № 1 им. С.М.Кирова. 

 

При этом указанный выше факт в суде первой инстанции истцом не оспаривался.

 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 17 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Котовой А*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи