Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 17.07.2012, опубликован на сайте 27.07.2012 под номером 33434, 2-я гражданская, об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Корастелев В.А.                                                                 Дело № 33-2151/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                17 июля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей  Фоминой В.А. и Грудкиной Т.М.,

при секретаре Атногуловой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Черняева И*** В*** и Управления Пенсионного фонда РФ  (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2012 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Черняева И*** В*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Черняеву И*** В*** в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года службы в составе Вооруженных сил СССР, с 01 ноября 1999 года 31 августа 2001 года работы в должности директора К*** детско-юношеской спортивной школы.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., объяснения Черняева И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Черняев И.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Карсунском районе Ульяновской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска указал, что 02 апреля 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии  на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года. Однако решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него необходимого педагогического стажа. При этом в специальный трудовой стаж  не были зачтены период его службы в ВС СССР с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года, период работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2001 года в должности директора К*** ДЮСШ, с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года в должности тренера-преподавателя К*** ДЮСШ. Данный отказ  считал необоснованным, противоречащим закону. Кроме того, работая в должности директора ДЮСШ, имел педагогическую нагрузку, в период работы тренером-преподавателем педагогическая деятельность не прекращалась.

Просил  отменить решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить спорные периоды  в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Черняев И.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. При этом указывает, что в период работы в качестве тренера- преподавателя в К*** ДЮСШ его нагрузка составляла от полутора до двух ставок преподавателя. Данный факт подтверждается  свидетельскими показаниями и представленными им документами.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.  Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях  за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского  хозяйства». Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, что подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  Положения  постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не должны применяться, поскольку оно утратило силу  с 01.10.1993. Кроме того, необоснованным считает решение суда  в части включения в специальный стаж истца  периода работы с 01.11.1999г. по 31.08.2001г. в должности директора К*** ДЮСШ, поскольку истцом не было представлено доказательств, подтверждающих занятие им штатной должности в спорный период.

 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Из материалов дела следует, что 10.04.2012 УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области Черняеву И.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа, который, по подсчету ответчика, составил 18 лет 04 месяца 20 дней. При этом ответчиком в специальный стаж не засчитаны период службы в рядах Советской Армии с 28.11.1986 по 02.12.1988, период работы с 01.11.1999 по 30.09.2001 в должности директора К*** ДЮСШ  и период работы с 01.10.2001 по 13.09.2004 в должности тренера-преподавателя К*** ДЮСШ.

 

В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из военного билета *** Черняев И.В. проходил военную службу по призыву в период с 28.11.1986 по 02.12.1988.

Судебная коллегия находит, что разрешая требования истца в этой части, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о зачете периода службы в армии в специальный стаж для назначения пенсии.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период службы истца в армии  действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

Таким образом, период службы истца в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

При таких обстоятельствах довод жалобы ответчика о неверном применении Положения  постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившим силу  с 01.10.1993, является несостоятельным. Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, период  службы истца в Вооруженных Силах СССР  подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Вместе с тем заслуживает внимания довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истца периода его работы директором ДЮСШ с 01.11.1999 по 31.08.2001 года.

Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано постановление № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно этим Спискам, детско-юношеские спортивные школы всех наименований указаны в пункте 2 раздела «Наименование учреждений», должность директора и тренера-преподавателя также указана в пункте 2 раздела «Наименование учреждений».

В силу подпункта «в» пункта 8 данных Правил, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, истец в спорный период с 01.11.1999 по 01.10.2001 работал директором К*** ДЮСШ с одновременным выполнением обязанностей тренера-преподавателя с учебной нагрузкой 18 часов в неделю.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно постановлению Правительства РФ № 191 от 03.04.2003г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7).

При таких обстоятельствах в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению период работы истца директором ДЮСШ, с учетом выполнения обязанностей тренера-преподавателя,  с 01.11.1999 по 31.12.2000 года.

Решение суда в части включения в педагогический стаж Черняева И.В. периода работы с 01.11.1999 по 31.08.2001 подлежит отмене с принятием нового решения в этой части об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Черняеву И.В. в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период работы в должности директора К*** детско-юношеской спортивной школы с 01 ноября 1999 года 31 декабря 2000 года.

Доводы жалобы истца о  необоснованном отказе включения в специальный трудовой стаж периода работы в должности тренера-преподавателя ДЮСШ с 01.10.2001 по 13.09.2004 являются несостоятельными, эти доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая юридическая оценка. Судебной коллегией эти доводы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Черняева И.В. в части включения в специальный стаж периода работы с 01.10.2001 по 19.09.2004, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, в соответствии с которым работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка; и исходил из того, что период работы Черняева И.В. с 1 октября 2001 по 19 сентября 2004 в должности тренера-преподавателя К*** ДЮСШ не подлежит включению в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на 01.01.2001 года у истца не имелось необходимого стажа в должностях в учреждениях, указанных в списке.

Специальный стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составлял 21 год 6 месяцев 25 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части включения в педагогический стаж Черняева И.В. периода работы с 01.11.1999 по 31.08.2001 с принятием нового решения в этой части об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Черняеву И.В. в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период работы в должности директора К*** детско-юношеской спортивной школы с 01 ноября 1999 года 31 декабря 2000 года.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области  от 24 мая 2012 года в части включения Черняеву И*** В*** в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода работы с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2001 года работы в должности директора Карсунской детско-юношеской спортивной школы отменить.

Принять новое решение в этой части.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Черняеву И*** В*** в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период работы в должности директора К*** детско-юношеской спортивной школы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

В остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области  от 24 мая 2012 года оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи