Судебный акт
Об оспаривании постановления о назначении дополнительных выборов депутатов
Документ от 17.07.2012, опубликован на сайте 28.07.2012 под номером 33489, 2-я гражданская, о признании постановления территориальной избирательной комиссии незаконным и обязании территоральную избирательную комиссию объявить досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО "Старокулаткинский район" Ульяновской области пятого созыва, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сафаров М.Т.                                                                     Дело № 33-2128/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             17 июля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Аладина П.К.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район» Абсалямова А*** У*** на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 08 июня 2012 года, по которому постановлено:

 

Признать постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», незаконным.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителей ТИК МО «Старокулаткинский район» Абсалямова А.У., Гусева И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» Кушалакова А.М., считавшего решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Бимеев Р.Х. обратился в суд с уточнённым в ходе судебного заседания заявлением о признании постановления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» незаконным.

В обоснование уточнённых требований заявитель указал, что 23 мая 2012 Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области (далее ТИК МО «Старокулаткинский район») приняла постановление №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» (далее – Совета депутатов МО «Старокулаткинский район») четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», на основании которого были назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва на 22 июля 2012. Данное постановление ТИК МО «Старокулаткинский район», по мнению заявителя, является незаконным, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.23 Устава МО «Старокулаткинский район» районный Совет депутатов состоит из 15 депутатов. До 26 апреля 2012 в составе районного Совета депутатов было 15 депутатов. Затем 26 апреля 2012 семь депутатов сложили свои депутатские полномочия по собственному желанию, подав соответствующие заявления. В результате были досрочно прекращены полномочия семи депутатов, а общая численность оставшихся восьми депутатов (из пятнадцати) составила менее двух третей от установленной численности представительного органа.

Согласно ст.23 Устава МО «Старокулаткинский район» и положений ч.ч.1, 1.1. ст.35 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районный Совет депутатов оказался в неправомочном составе и не мог осуществлять свои  полномочия. При сложившихся обстоятельствах ТИК МО «Старокулаткинский район» в соответствии с положениями п.4 ст.10 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была обязана объявить о досрочных выборах следующего пятого созыва депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район». Однако, в нарушении указанных положений закона ТИК МО «Старокулаткинский район», сославшись на положения п.п.8, 9 ст.71 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 23 мая 2012, вынесла постановление №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3».

В соответствии с данным постановлением были незаконно назначены дополнительные, а не основные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район». Тем самым были нарушены избирательные права граждан Старокулаткинского района, в том числе и самого Бимеева Р.Х., как гражданина и избирателя.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, председатель ТИК МО «Старокулаткинский район» Абсалямов А.У. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда. Считает ошибочными выводы суда о нарушении прав заявителя действиями избирательной комиссии. Указывает, что рассмотрение судом заявления Бимеева Р.Х. в защиту прав и законных интересов других лиц противоречит п.п. 17, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 31 марта 2005 года №5. Судом не учтено, что решение Ульяновского областного суда от 01 июня 2012 года, которым Совет депутатов четвёртого созыва указанного МО был признан неправомочным, в законную силу не вступило, следовательно, факт неправомочности данного состава депутатов не был установлен, в связи с чем отсутствовали основания для применения положений п.4 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вывод суда о противоречии спорного постановления требованиям действующего законодательства в решении не конкретизирован. Признав данное постановление незаконным, суд не разрешил требование заявителя о его отмене и не принял мер к восстановлению нарушенных прав заявителя. Обжалуемое решение суда вынесено с нарушением сроков, установленных ч.6 ст.260 ГПК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу Бимеев Р.Х., считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что на муниципальных выборах на 11 октября 2009 был избран Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва в составе 15 депутатов.

26.04.2012 семь депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» (в т.ч. Бимеев Р.Х.) сложили депутатские полномочия по собственному желанию, подав соответствующие заявления. 15.05.2012 Советом депутатов МО «Старокулаткинский район» были приняты решения (№***, №***, №***, №***, №***  от 15.05.2012 г.) о досрочном прекращении полномочий этих  депутатов.

23.05.2012 ТИК МО «Старокулаткинский район» было принято постановление №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», которым на 22.07.2012 назначено проведение дополнительных выборов указанных депутатов.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, в том числе представительных органов местного самоуправления, урегулированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пункт 4 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа. Вместе с тем, согласно п.8 ст.71 того же нормативного акта, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, назначаются дополнительные выборы.

В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч.1.1 ст.35 указанного Закона).

Приведенным нормам корреспондируют положения Устава МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области (далее - Устав), в соответствии со ст.22 которого Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления поселения.

В силу ст.23 Устава Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избирается на четыре года и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета. Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца.

Из изложенного выше следует, что состав депутатов Совета МО «Старокулаткинский район» является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов (15 человек), что составляет не менее 10 депутатов.

Установив, что в составе Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» осталось менее двух третей от установленной Уставом общей численности депутатов (8 человек), суд на основании ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделал правильный вывод о неспособности состава Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» принимать какие-либо решения и фактически осуществлять свою деятельность.

В соответствии со ст.35 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Аналогичные положения закреплены в п.14 ст.23 Устава МО «Старокулаткинский район».

Решением Ульяновского областного суда от 01.06.2012 состав Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области четвертого созыва был признан неправомочным в результате сложения полномочий семью депутатами 26.04.2012.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02 июля 2009 N 1006-О-О, принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом.

С учетом указанных обстоятельств дела, принимая во внимание приведенные нормы права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости проведения досрочных, а не дополнительных выборов. Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено. Нормы права, которым противоречит оспариваемое постановление, приведены в мотивировочной части решения суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение Ульяновского областного суда от 01.06.2012 не вступило в законную силу, не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку после 26.04.2012 осуществление Советом депутатов МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области полномочий стало невозможным. Назначение досрочных выборов отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Утверждение о необходимости проведения в данном случае дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправления является ошибочным, так как основано на неверном толковании норм материального права.

Ссылка представителя ТИК МО «Старокулаткинский район» на то, что в случае проведения дополнительных выборов 22.07.2012 срок полномочий избранных депутатов составит более года, на законность принятого судом решения не влияет.

Заявитель Бимеев Р.Х. зарегистрирован и проживает на территории МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области. В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Поэтому довод апелляционной жалобы об отсутствии у Бимеева Р.Х. прав на обжалование ТИК МО «Старокулаткинский район» №45/91-2 судебной коллегией отклоняется.

Как следует из ч.1 ст.261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела заявителем были уточнены заявленные требования, он просил признать постановление Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» незаконным (л.д.159-160).

В соответствии с ч.6 ст.260 ГПК РФ в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Заявление Бимеева Р.Х. поступило в суд 30.05.2012, рассмотрено 08.06.2012, проведение выборов оспариваемым постановлением было назначено на 22.07.2012, следовательно, сроки рассмотрения дела, установленные ст.260 ГПК РФ, нарушены не были.

С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не разрешил требование заявителя об отмене оспариваемого постановления и не принял мер к восстановлению его нарушенных прав необоснован.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 08 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район» Абсалямова А*** У*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи