Судебный акт
О признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития
Документ от 17.07.2012, опубликован на сайте 31.07.2012 под номером 33490, 2-я гражданская, об оспаривании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                                   Дело № 33-2106/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             17 июля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Костюниной Н.В.,

при секретаре Власовой М.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ильиной Е*** Н*** – Ильина Н*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Ильиной Е*** Н*** о признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части невыполнения п.2.2.3 Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 01 июля 2010 года № 124-П – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителя Ильиной Е.Н. – Ильина Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ильина Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства  труда  и   социального развития   Ульяновской области.

В обоснование заявленных требований было указано, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска Ильиной Е.Н. было отказано в удовлетворении заявления на действие (бездействие) Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску. В судебном заседании было установлено, что в г.Ульяновске отсутствуют учреждения и специалисты, оказывающие реабилитационные мероприятия, предусмотренные ФКУ МСЭ по Ульяновской области для Ильиной Е.Н., и которые должны быть исполнены согласно Федеральным законам РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 и ФЗ № 3185-1 от 02.07.1992.

Просила признать незаконными действия (бездействие) Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части не исполнения п.2.2.3. Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Ильиной Е.Н. – Ильин Н.А. просит отменить решение суда. Полагает, что оно принято с нарушением норм материального и морального права. Судом неверно истолкован пункт 2.2.3   Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.07.2010 №214-П, сеть учреждений предполагается заменить одним центром. Суд не принял во внимание, что создание в г.Ульяновске комплексного центра по работе с гражданами с ограниченными возможностями здоровья на 50 мест не решит потребностей 30 тысяч больных психическими расстройствами, нуждающихся именно в разветвлённой сети соответствующих учреждений. Судом проигнорировано, что Федеральными законами №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 создание сети учреждений реабилитации является бюджетным обязательством субъекта РФ. Судом неверно воспринят факт существования «инициативной группы».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.    

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что Ильина Е.Н., 1982 года рождения, является ***, наблюдается в ГУЗ *** в связи с ***, ежегодно ей составляется индивидуальная программа реабилитации.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из п.1.1 Положения о Министерстве труда и социального развития  Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской  области от 01 июля 2010 года № 214-п (далее - Положение), Министерство труда и социального развития   Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти  Ульяновской области, осуществляющими государственное управление и реализующими   государственную политику в сфере труда социального развития на территории  Ульяновской области. Как следует из п.1.3 указанного Положения, в ведении   Министерства находятся территориальные органы, государственные учреждения   социальной защиты, учреждения социального обслуживания.

В соответствии с п.2.2.3 Положения Министерство труда и социального развития Ульяновской области создает и развивает сеть комплексных и специализированных учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, кризисных и иных центров с учетом потребностей различных категорий и групп населения; координирует и контролирует деятельность подведомственных учреждений; внедряет новые технологии, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг, эффективности использования ресурсов, направляемых на развитие социального обслуживания, привлечение внебюджетных источников его финансирования; устанавливает государственные стандарты социального обслуживания населения Ульяновской области.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Доводы апелляционной жалобы о бездействии Министерства труда и социального развития Ульяновской области, выразившемся в неисполнении п.2.2.3  Положения судебная коллегия полагает необоснованным.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в Ульяновской области проводится работа по созданию комплексного центра по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Ульяновске, в состав которого будет входить отделение реабилитации инвалидов по психическому заболеванию.

Согласно Проекту распоряжения Правительства Ульяновской области «О создании государственного казённого учреждения социального обслуживания «Комплексный центр по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья в г.Ульяновске»  областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Комплексный центр по работе с гражданами с ограниченными возможностями здоровья в г.Ульяновске» (далее учреждение) создаётся для ежедневного обслуживания, а также временного и пятидневного в неделю (на срок до 6 месяцев) пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, осуществляющее процесс реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Как следует из материалов инновационного проекта, учреждение представляет собой единый комплекс, объединяющий службу медико-социальной экспертизы и центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоящий из 2 автономных блоков с собственными запасными выходами, объединённые общим входом в здание и будет включать в себя кабинеты специалистов (в т.ч. психологов, психотерапевтов и т.д.), социальную гостиницу для граждан, проходящих   освидетельствование, помещения для досуга и отдыха. Предусмотрено отделение социокультурной реабилитации для лиц с психическими расстройствами.

Проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О создании государственного казённого учреждения социального обслуживания «Комплексный центр по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья в г.Ульяновске»  направлен министром труда и социального развития Ульяновской области для прохождения правовой экспертизы в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области.

Кроме того, как следует из показаний главного специалиста-эксперта организации и развития социального обслуживания Департамента социальной поддержки Ш*** С.В., опрошенного в качестве свидетеля, Министерством труда и социального развития Ульяновской области рассматривается вопрос об организации пансионата для лиц, страдающих психическими расстройствами. 

Правильно оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Министерства труда и социального развития Ульяновской области бездействия по неисполнению п.2.2.3 Положения.

Ссылки представителя заявителя в апелляционной жалобе на Федеральные законы №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ильиной Е*** Н*** – Ильина Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи