УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Родионова В.П. Дело № 33-2106/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 17 июля 2012 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Логинова Д.А.,
Костюниной Н.В.,
при секретаре Власовой
М.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ильиной
Е*** Н*** – Ильина Н*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 12 мая 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
заявления Ильиной Е*** Н*** о признании незаконным бездействия Министерства
труда и социального развития Ульяновской области в части невыполнения п.2.2.3
Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области,
утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 01 июля 2010
года № 124-П – отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А., пояснения представителя Ильиной Е.Н. – Ильина Н.А.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ильина Е.Н.
обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства труда
и социального развития Ульяновской области.
В обоснование
заявленных требований было указано, что решением Заволжского районного суда г.
Ульяновска Ильиной Е.Н. было отказано в удовлетворении заявления на действие
(бездействие) Министерства труда и социального развития Ульяновской области,
Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по
городу Ульяновску. В судебном заседании было установлено, что в г.Ульяновске
отсутствуют учреждения и специалисты, оказывающие реабилитационные мероприятия,
предусмотренные ФКУ МСЭ по Ульяновской области для Ильиной Е.Н., и которые
должны быть исполнены согласно Федеральным законам РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 и
ФЗ № 3185-1 от 02.07.1992.
Просила признать
незаконными действия (бездействие) Министерства труда и социального развития
Ульяновской области в части не исполнения п.2.2.3. Положения о Министерстве
труда и социального развития Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Ильиной Е.Н. – Ильин Н.А. просит отменить решение суда.
Полагает, что оно принято с нарушением норм материального и морального права.
Судом неверно истолкован пункт 2.2.3 Положения о Министерстве труда и социального
развития Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства
Ульяновской области от 01.07.2010 №214-П, сеть учреждений предполагается
заменить одним центром. Суд не принял во внимание, что создание в г.Ульяновске
комплексного центра по работе с гражданами с ограниченными возможностями
здоровья на 50 мест не решит потребностей 30 тысяч больных психическими
расстройствами, нуждающихся именно в разветвлённой сети соответствующих
учреждений. Судом проигнорировано, что Федеральными законами №181-ФЗ от 24.11.1995
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и № 3185-1 «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от
02.07.1992 создание сети учреждений реабилитации является бюджетным
обязательством субъекта РФ. Судом неверно воспринят факт существования
«инициативной группы».
В возражениях на
апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социального развития
Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела
следует, что Ильина Е.Н., 1982 года рождения, является ***, наблюдается в ГУЗ ***
в связи с ***, ежегодно ей составляется индивидуальная программа реабилитации.
В соответствии со
ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод.
Согласно ст.254 ГПК
РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают,
что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться
непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган
государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу,
государственному или муниципальному служащему.
Как следует из п.1.1
Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденного
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 01 июля 2010 года № 214-п (далее - Положение), Министерство
труда и социального развития Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющими
государственное управление и реализующими
государственную политику в сфере труда социального развития на
территории Ульяновской области. Как
следует из п.1.3 указанного Положения, в ведении Министерства находятся территориальные
органы, государственные учреждения
социальной защиты, учреждения социального обслуживания.
В соответствии с
п.2.2.3 Положения Министерство труда и социального развития Ульяновской области
создает и развивает сеть комплексных и специализированных учреждений,
осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и
нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию
инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
дому, кризисных и иных центров с учетом потребностей различных категорий и
групп населения; координирует и контролирует деятельность подведомственных
учреждений; внедряет новые технологии, направленные на повышение доступности и
качества социальных услуг, эффективности использования ресурсов, направляемых
на развитие социального обслуживания, привлечение внебюджетных источников его
финансирования; устанавливает государственные стандарты социального
обслуживания населения Ульяновской области.
Согласно п.1
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике
рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение
органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным
лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на
них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц
(должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Доводы
апелляционной жалобы о бездействии Министерства труда и социального развития
Ульяновской области, выразившемся в неисполнении п.2.2.3 Положения судебная коллегия полагает
необоснованным.
Из материалов дела
следует, что в настоящее время в Ульяновской области проводится работа по
созданию комплексного центра по работе с людьми с ограниченными возможностями
здоровья в городе Ульяновске, в состав которого будет входить отделение
реабилитации инвалидов по психическому заболеванию.
Согласно Проекту
распоряжения Правительства Ульяновской области «О создании государственного
казённого учреждения социального обслуживания «Комплексный центр по работе с
людьми с ограниченными возможностями здоровья в г.Ульяновске» областное государственное казённое учреждение
социального обслуживания «Комплексный центр по работе с гражданами с ограниченными
возможностями здоровья в г.Ульяновске» (далее учреждение) создаётся для
ежедневного обслуживания, а также временного и пятидневного в неделю (на срок
до 6 месяцев) пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или
полностью утративших способность к самообслуживанию, осуществляющее процесс
реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с
реабилитационными программами, обеспечивающее создание соответствующих их
возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий
медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также
организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Как следует из
материалов инновационного проекта, учреждение представляет собой единый
комплекс, объединяющий службу медико-социальной экспертизы и центр социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоящий из 2 автономных
блоков с собственными запасными выходами, объединённые общим входом в здание и
будет включать в себя кабинеты специалистов (в т.ч. психологов, психотерапевтов
и т.д.), социальную гостиницу для граждан, проходящих освидетельствование, помещения для досуга и
отдыха. Предусмотрено отделение социокультурной реабилитации для лиц с
психическими расстройствами.
Проект распоряжения
Правительства Ульяновской области «О создании государственного казённого
учреждения социального обслуживания «Комплексный центр по работе с людьми с
ограниченными возможностями здоровья в г.Ульяновске» направлен министром труда и социального развития
Ульяновской области для прохождения правовой экспертизы в
государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области.
Кроме того, как
следует из показаний главного специалиста-эксперта организации и развития
социального обслуживания Департамента социальной поддержки Ш*** С.В.,
опрошенного в качестве свидетеля, Министерством труда и социального развития
Ульяновской области рассматривается вопрос об организации пансионата для лиц,
страдающих психическими расстройствами.
Правильно оценив
собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии
со стороны Министерства труда и социального развития Ульяновской области
бездействия по неисполнению п.2.2.3 Положения.
Ссылки представителя заявителя в
апелляционной жалобе на Федеральные законы №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» и № 3185-1 «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от
02.07.1992 выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем
отклоняются судебной коллегией.
Иные доводы
апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и
не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением
норм материального и процессуального права.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2012 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу представителя Ильиной Е*** Н*** – Ильина Н*** А*** – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи