Судебный акт
Об исключении из реестра муниципальной собствености подвальных помещений
Документ от 17.07.2012, опубликован на сайте 10.08.2012 под номером 33596, 2-я гражданская, об исключении из реестра муниципальной собственности подвального помещения, признании недействительной государственной регистрации права собственности на подвальное помещение, признании подвального помещения общим имуществом собственников многоквартирного дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Варова С.А.                                             Дело № 33 – 2091 / 2012 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                17 июля 2012 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пятериковой С*** И*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 мая 2012 года, которым суд решил:

 

В удовлетворении исковых требований Пятериковой С*** И*** к Администрации г. Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда об исключении из реестра муниципальной собственности подвальных помещений, о признании недействительной государственной регистрации права собственности на подвальные помещения, прекращении права собственности на подвальные помещения, признании подвальных помещений общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, пр. Л***, дом ***, отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав Сараева А.Г., представляющего интересы Пятериковой С.И. и поддержавшего доводы жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Пятерикова С.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда об исключении из реестра муниципальной собственности подвального помещения дома № *** по пр. Л*** в г. Димитровграде, о признании недействительной государственной регистрации права собственности на подвальные помещения, прекращении права собственности на подвальные помещения, признании подвального помещения общим имуществом указанного многоквартирного дома.

 

В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира № *** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Димитровград, пр. Л***, дом ***. 

Эта квартира ею была приобретена по договору купли-продажи от 20 декабря 2001 года.

Всего в доме находится 45 квартир, большая часть которых находится в частной собственности физических лиц и лишь две квартиры – в муниципальной собственности.

Недавно в подвале их дома произошла авария, в результате которой забился колодец для сбора сточных вод, что остановило работу системы канализации их дома. Пришлось экстренно устранять последствия аварии своими силами. Забившийся колодец находится в одном из подвальных помещений их дома, который, как она узнала от старшей по дому, находится в собственности города Димитровграда.

Ранее вышеуказанный дом находился в собственности ОАО ГНЦ РФ НИИАР, которое впоследствии передало его в собственность г. Димитровграда на основании договора № 41 «а» от 12 марта 1993 года.

В настоящее время все нежилые помещения различного назначения, в том числе и вспомогательные либо подсобные помещения приобрели режим коллективной собственности.                

Полагает, что в силу положений ст. 290 Гражданского кодекса РФ к ней перешли права собственности на общее имущество собственников многоквартирного дома, в том числе и подвальное помещение.

Однако в нарушение закона право собственности на часть нежилых помещений, расположенных в их доме, зарегистрировано не за жильцами дома и обладателями жилья на праве собственности, а только за муниципальным образованием «город Димитровград».

Полагает, что регистрация права собственности на данное подвальное помещение за муниципалитетом нарушает права собственников жилых помещений, так как делает затруднительным обслуживание дома и содержание его в надлежащем состоянии.

В связи с чем истица просила исключить из реестра муниципальной собственности нежилые помещения общей площадью 60,7 кв.м, этаж подвал, номера на поэтажном плане 1-6, расположенные по адресу: г. Димитровград, пр. Л***, д. ***; признать недействительной государственную регистрацию права собственности города Димитровград на нежилые подвальные помещения, расположенные по адресу: г. Димитровград, пр. Л*** д. ***, этаж подвал, номера на поэтажном плане 1-6, общей площадью 60,7 кв.м.; прекратить право собственности города Димитровград на нежилые подвальные помещения, расположенные по адресу: г. Димитровград, пр. Л***, д. ***, этаж подвал, номера на поэтажном плане 1-6, общей площадью 60,7 кв.м.; признать подвальные помещения общей площадью 250,58 кв.м., расположенные по адресу: г. Димитровград, пр. Л*** д. ***, общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Пятерикова С.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на доводы аналогичные тем, которыми было мотивированны первоначальное исковое заявление. Дополнительно ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Не соглашается с выводами суда о неприменении к отношениям, возникшим из договора купли-продажи от 20 декабря 2001 года положений ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ.

Считает, что в силу п. 2 ст. 3 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года и  ст. 3 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04 июля 1991 года и закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 собственники приватизированных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования этих домов.

Полагает, что указание в договоре купли продажи на передачу доли в праве собственности на общее имущество в соответствии с требованиями ст.ст. 289, 290 ГК РФ, не является обязательным.

Не соглашается с выводом суда об изъятии спорных нежилых помещений из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Управление жилищным фондом», так как в постановлении администрации г.Димитровграда от 18 мая 2005 года № 1097 «О перезакреплении муниципального имущества» данные помещения не значатся.

Ошибочным представляется вывод суда о том, что спорные нежилые помещения обладают самостоятельными полезными свойствами и могут быть объектами гражданско-правовых сделок.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела.

Сделанные судом выводы подробно мотивированы в решении, согласуются с требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.

Судом установлено, что девятиэтажный жилой дом по пр. Ленина, 28, постановлением  Администрации г. Димитровграда от 18.05.2005 № 1097 «О перезакреплении муниципального имущества» был изъят  из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Управление жилищным фондом» и внесен в раздел «Муниципальная казна реестра муниципальной собственности города (л.д.39, 40).

В 2008 году право собственности на часть помещений подвала  было зарегистрировано за городом Димитровградом ( л.д.132,135).

Суд первой инстанции правомерно счел необоснованными доводы истицы о незаконности действий по передаче спорных нежилых помещений  в муниципальную собственность. Принятие этого дома в муниципальную собственность произошло в рамках исполнения Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О  разграничении государственной  собственности в Российской Федерации на  федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, г. Москвы и г.Санкт-Петербруга, муниципальную собственность».

Судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы истицы о том, что регистрация права собственности за городом Димитровградом на часть помещений подвала дома не соответствует положениям ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

При этом в п. 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ прямо указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме могут принадлежать на праве общей долевой собственности и другие помещения в данном доме, если они не принадлежат другим индивидуальным собственникам.

Таким образом, по смыслу ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу относятся не все нежилые помещения, не являющиеся частями квартир, а только помещения, не имеющие самостоятельного назначения, несущие вспомогательные  функции и не принадлежащие иным индивидуальным собственникам. 

Верно оценив доказательства, характеризующие подвальные помещения, по поводу которых идет спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что эти подвальные помещения, обладают самостоятельными полезными свойствами, индивидуализированы в качестве самостоятельного объекта права собственности, принадлежат обособленному собственнику, потому установленный п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ правовой режим общей собственности на эти помещения не может быть распространен.

С учетом всех изложенных обстоятельств и требования закона суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, эти доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену судебного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пятериковой С*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи