Судебный акт
Осуждённый законно и обсонованно признан виновным в причинении смерти по неосторожности и в совершении убийства
Документ от 01.08.2012, опубликован на сайте 12.10.2012 под номером 33686, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1; ст. 109 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                                   Дело №22-2568/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             01 августа 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бескембирова К.К.,

судей  Львова Г.В., Ленковского С.В.,

при секретаре Булатове И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2012 года кассационные жалобы адвоката Шестакова С.Г., осужденного Серова В.В. на приговор Димитровградаского городского суда Ульяновской области от 07 июня 2012 года, которым

СЕРОВ В*** В*** несудимый,

 

осужден:

- по ч.1 ст.105 УК РФ  к 9 годам 11 месяцам лишения свободы;

- по ч.1 ст.109 УК РФ к 1 году 3 месяцам ограничения свободы с установлением следующий ограничений: находиться по месту жительства в период с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, не выезжать за пределы МО г.Димитровграда Ульяновской области, не менять места жительства; не  посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не посещать кафе, бары, рестораны и другие заведения, расположенные на территории г.Димитровграда и торгующие спиртными напитками на розлив. Возложена обязанность ежемесячно являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы в дни, установленные данным органом.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний с учетом требований, предусмотренных  п.«б» ч.1 ст.71 УК РФ, окончательно назначено 10 лет  6  месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. 

Срок наказания постановлено исчислять с 12 октября 2011года.

Постановлено взыскать с Серова В.В. в пользу М*** Л.Н. 1 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 38 287 рублей 87 копеек в возмещение материального ущерба.

Постановлено взыскать с Серова В.В. в пользу К*** М.А. 350 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 46 611 рублей 11 копеек  в возмещение материального ущерба.

Принято решение относительно  вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления осужденного Серова В.В., адвоката Шестакова С.Г., потерпевших М*** Л.Н., К*** М.А., прокурора Ничипорова О.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Серов В.В. осужден за причинение смерти по неосторожности Ч*** Ю.А. и за умышленное причинения смерти М*** А.А.

Деяния имели  место 11 октября 2011 года возле дома *** по пр.*** г.Димитровграда Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В кассационных жалобах:

- осужденный  Серов В.В. не соглашается с приговором в части его осуждения по ч.1 ст.105 УК РФ. Утверждает, что  явка с повинной, положенная в основу приговора, дана им под давлением со стороны сотрудников полиции и не была им  подписана. Полагает, что место обнаружения трупов не связано с  местом совершения преступлений. По его мнению, после получения ножевых ранений потерпевшие могли передвигаться. При этом ссылается на то, что М*** А.А. пытался нанести ему (Серову В.В.) удары по голове бутылкой. Считает, что иные телесные повреждения, обнаруженные у М*** А.А., последний мог получить при падении. Просит переквалифицировать его действия с ч.1 ст.105 УК РФ на  ч.1 ст.108 УК РФ и назначить наказание не связанное с лишением свободы. Кроме того, просит снизить размер взысканных с него денежных средств при разрешении исков потерпевших в части компенсации морального вреда, причиненного преступлениями, приняв во внимание противоправное поведение погибших;

- адвокат Шестаков С.Г., не оспаривая выводы суда в части осуждения Серова В.В. по ч.1 ст.109 УК РФ, считает, что приговор в части осуждения  последнего по ч.1 ст.105 УК РФ и разрешения гражданских исков потерпевших является незаконным, необоснованным и несправедливым. Полагает, что выводы суда в данной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В основу приговора положена явка с повинной Серова В.В., которая, по его мнению, является недопустимым доказательством, поскольку не была подписана осужденным. Считает, по делу имелась фальсификация доказательств. Просит переквалифицировать действия Серова В.В. с ч.1 ст.105 УК РФ на  ч.1 ст.108 УК РФ и назначить наказание с применением ст.73 УК РФ, а также снизить размер денежных средств, взысканных с осужденного по исковым требованиям потерпевших.

В своих письменных возражениях на кассационные жалобы потерпевшие  М*** Л.Н. и К*** М.А. просят приговор в отношении Серова оставить без изменения, считая виновность Серова В.В. в совершении инкриминируемых ему преступлений доказанной.  М*** Л.Н. утверждает, что после оглашения приговора, осужденный высказывал угрозы в ее адрес. К*** М.А. полагает, что в ходе предварительного следствия никакого давления на Серова со стороны сотрудников полиции оказано не было.

Кассационное представление отозвано государственным обвинителем в порядке, предусмотренным ч.3 ст.359 УПК РФ.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- осужденный Серов В.В. поддержал кассационные жалобы. Утверждал, что писал собственноручную явку с повинной, но она отсутствует в материалах дела. Положенная в основу приговора его явка с повинной  была дана им под давлением со стороны сотрудников полиции  и работника прокуратуры. Каких-либо угроз в адрес потерпевших М*** Л.Н. и К*** М.А. он не высказывал. По его мнению, места обнаружения трупов не связано с местом совершения данных преступлений;

- адвокат Шестаков С.Г. поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах. Считал, что явка с повинной Серова не может быть признана допустимым доказательством. Видеозапись данной явки с повинной  была представлена не в полном объеме. По его мнению, судом дана ненадлежащая оценка показаниям Серова, как достоверными в одной части и недостоверными в другой части. Просил переквалифицировать действия Серова с ч.1 ст.105 УК РФ на ч.1 ст.108 УК РФ и изменить решение суда в части разрешения гражданских исков потерпевших;

- потерпевшая М*** Л.Н. выразила несогласие с доводами, изложенными в кассационных жалобах, в выступлениях осужденного и адвоката. По её мнению, виновность Серова в совершенном преступлении в отношении её сына нашла свое подтверждение, а утверждения осужденного о том, что в ходе обороны нанес удар ножом в сердце М*** А.А., опровергнуты исследованными доказательствами. Просила отказать в удовлетворении кассационных жалоб;

- потерпевшая К*** М.А. просила отказать в удовлетворении кассационных жалоб, поскольку приговор суда в отношении Серова является законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым;

- прокурор Ничипоров О.В. обосновал своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в кассационных жалобах. Просил приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на них,  судебная коллегия находит приговор суда, постановленный в отношении Серова В.В., законным, обоснованным и справедливым.

 

Обстоятельства преступления, совершенного Серовым в отношении потерпевшего Ч*** Ю.А., а также выводы суда о виновности Серова в совершении указанного преступления основаны на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Кроме признания вины самим осужденным Серовым в совершении данного преступления, его виновность подтверждается протоколом явки с повинной, показаниями потерпевшей К*** М.А., свидетелей С***, М***, Д***, Ч***, протоколом осмотр места происшествия, заключением судебно-медицинской экспертизы, другими исследованными в суде доказательствами.

С учетом изложенного следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных  в судебном заседании доказательств в их совокупности, позволили суду правильно установить фактические обстоятельства действий Серова по причинению смерти по неосторожности Ч*** Ю.А.

С учетом установленных судом обстоятельств указанного преступления действия Серова правильно квалифицированы по ч.1 ст.109 УК РФ.

Приведенная в приговоре на этот счет мотивировка квалификации действий Серова является убедительной, основанной на конкретной оценке совершенного преступления.

Установленные судом обстоятельства совершения данного преступления,   виновность Серова в его совершении, а также правильность квалификации действий Серова, не оспариваются в кассационных жалобах. 

 

Обстоятельства преступных деяний, совершенных Серовым в отношении потерпевшего М*** А.А., установлены судом правильно на основании совокупности исследованных доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.

Вывод суда о виновности Серова в убийстве М*** А.А. соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судом проверялись все доводы, приведенные в защиту осужденного Серова, в том числе и его утверждения о том, что он оборонялся от нападения со стороны М*** А.А. и нанес последнему только удар ножом в грудь.

Давая оценку указанным утверждениям Серова В.В. суд признал их недостоверными, расценив выдвинутую Серовым версию как способ защиты с целью уклонения от ответственности за содеянное.       

Вывод суда в данной части судебная коллегия находит обоснованным и надлежащим образом мотивированным в приговоре с учетом оценки совокупности исследованных в суде доказательств, в том числе явки с повинной Серова, протокола осмотра места происшествия, показаний потерпевших, свидетелей К*** А.В., Р*** С.В., заключения судебно-медицинской экспертизы по телесным повреждениям, обнаруженным на трупе М*** А.А.

В частности, из протокола и видеозаписи явки с повинной следует, что Серов добровольно рассказал о том, что после совместного распития пива с М*** А.А. и Ч*** Ю.А. между ними возникла ссора, перешедшая в драку, в ходе которой, более старший, М*** А.А. достал из кармана куртки нож. Ему (Серову) удалось выбить данный нож. Подняв нож с земли,  он сначала  нанес им удар в живот того, кто был помоложе и пониже - Ч*** Ю.А., а затем нанес удар ножом в область сердца М*** А.А.

При этом Серов не указывал о том, что М*** А.А. пытался нанести ему удар по голове стеклянной бутылкой.

Не указывал Серов о наличии стеклянной бутылки в руках М*** А.А. в ходе причинения ему ножевого ранения и при проведении судебно-медицинской экспертизы, согласно которой возможность причинения колото-резаного ранения груди М*** А.А. при обстоятельствах, указанных Серовым В.В. в протоколе явки с повинной,  не исключается.

Кроме того, согласно заключению судебной  дактилоскопической экспертизы, ни на одной из обнаруженных на месте происшествия стеклянных бутылок,  отпечатков пальцев рук М*** А.А.  не имелось, а на стеклянной бутылке,  обнаруженной на асфальтированном участке на расстоянии около 7 метров от трупа Ч*** Ю.А., имелись только отпечатки пальцев и ладони правой руки Серова В.В. 

Доводы кассационных жалоб о невозможности использования явки с повинной Серова в качестве допустимого доказательства обоснованно судом отвергнуты, поскольку в судебном заседании установлено, что в ходе получения явки с повинной   какого-либо насилия к Серову не применялось. Содержание протокола явки с повинной соответствует видеозаписи при получении её от Серова.

В соответствие с ч.1 ст.142 УПК РФ заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. 

Добровольность дачи явки с повинной Серовым подтверждается и показаниями С*** А.М., К*** А.В. Д*** А.В., видеозаписью получения явки с повинной от Серова.

Согласно  ч.2 ст.142 УПК РФ Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч.3 ст.141 УПК РФ.

Отказ Серова от подписи протокола явки с повинной удостоверен подписью следователя, что соответствует требованиям ч.1 ст.167 УПК РФ.

Утверждения Серова о том, что сразу после нанесения ножевого ранения Ч*** Ю.А. он сразу нанес ножевое ранение М*** А.А., опровергаются исследованными в суде доказательствами.

Так, сам Серов последовательно показывал, что после нанесения ножевого ранения Ч*** Ю.А. последний упал на землю в месте распития спиртных напитков и не двигался. После этого он нанес удар ножом в грудь М*** А.А., от которого тот упал на землю и не двигался. 

Между тем, свидетели К*** А.В., Р*** С.В., М*** Л.Н., К*** М.А. подтвердили в суде, что ни одна из двух пустых стеклянных  бутылок из-под пива «Брахма», обнаруженных на земле за деревьями, на расстоянии около 7 м от трупа М*** А.А.,  не могла переместиться от него, поскольку труп находился на асфальтированной площадке, огороженной  бордюрами  высотой от 10 до 15 см. Кроме того, асфальтное покрытие имело  деформацию (от корней растущих деревьев) в виде бугров высотой до 15 см, которые являются непреодолимым препятствием перемещения каких-либо предметов.

Из протокола осмотра места происшествия следует, что кроме пятен крови непосредственно под трупами и пятна крови, обнаруженного около трупа М*** А.А., других пятен крови на осмотренном месте  происшествия, в том числе и в месте обнаружения  двух стеклянных бутылок, не обнаружено. У лежавшего на спине трупа Ч*** Ю.А. ладонные поверхности кистей рук и тыльной поверхности пальцев правой  кисти  были испачканы  кровью в виде пятен. Согласно протоколу осмотра места происшествия, схемы к нему, а также показаниям свидетелей К*** А.В. и Р*** С.В., труп Ч*** Ю.А. находился от трупа М*** А.А. на расстоянии 17 метров.

Суд правильно пришел к выводу, что результаты судебно-медицинской экспертизы  о наличие на трупе М*** А.А., кроме ножевого ранения, ссадины, двух кровоподтеков левой височной области, кровоподтека и ссадины в области правого коленного сустава, кровоподтека передней поверхности правой голени в средней трети, трех кровоподтеков передней поверхности левой голени, которые образовались от неоднократного воздействия тупого твердого предмета (предметов) незадолго до наступления смерти, подтверждает правильность вывода суда о том, что в процессе убийства М*** А.А. ему были нанесены не менее семи ударов руками  и ногами по голове и ногам.

Кроме того, из заключения судебно-медицинских экспертиз следует, что колото-резаное ранение груди М*** А.А. со сквозным повреждением сердца, повреждением легкого сопровождалось массивной стремительной кровопотерей, приводящей к резкому падению артериального давления, нарушению сознания и быстрому наступлению, как правило, через несколько минут, смерти. Комиссия врачей пришла к выводу, что сразу после причинения колото-резанного ранения возможность совершения активных действий Ч*** Ю.А. и М*** А.А. исчисляется в течение отрезка времени, исчисляемого секундами.

С учетом изложенного, не находят своего подтверждения и доводы жалобы осужденного о том, что после причинения ножевых ранений Ч*** Ю.А. и М*** А.А.  перемещались на месте совершения преступления. 

Об умысле Серова В.В. на причинение смерти М*** А.А. свидетельствует и то обстоятельство, что он нанес со значительной силой удар ножом, обладающим большой поражающей способностью, в расположение жизненно- важного органа потерпевшего – в грудную клетку слева, с причинением  ранения сердца и левого легкого, с повреждением хрящевой части  4-5-го ребер, сквозным ранением сердца.   

Таким образом, следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных в суде доказательств в их совокупности позволили суду правильно установить фактические обстоятельства преступления, совершенного Серовым в отношении потерпевшего М*** А.А., и правильно квалифицировать его действия по ч.1 ст.105 УК РФ.

 

Судом исследованы с достаточной полнотой все представленные доказательства. Из протокола судебного заседания следует, что все заявленные ходатайства разрешены в соответствии с нормами УПК РФ. Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство по делу были проведены с явным обвинительным уклоном, были сопряжены с нарушением процессуальных прав осужденного, в том числе на его защиту, в материалах дела не имеется. Не нашли своего подтверждения и утверждения адвоката Шестакова С.Г. о фальсификации доказательств по делу.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303, 304, 307-309 УПК РФ.

 

Наказание осужденному Серову назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о его  личности и является справедливым. При этом судом учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания осужденному. Оснований для его смягчения не имеется.

 

Гражданские иски потерпевших М*** Л.Н. и К*** М.А. разрешены судом в соответствии с требованиями действующего законодательства. При определении размера компенсации морального вреда, причиненного каждому из потерпевших, суд исходил из причиненных им нравственных страданий, связанных со смертью их близкого родственника, требований разумности и справедливости, материального положения осужденного.

Гражданский иск потерпевших М*** Л.Н. и К*** М.А. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением,  разрешены в соответствии с требованиями ст.1064, 1094 ГК РФ.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 июня 2012 года в отношении Серова В*** В*** оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: