Судебный акт
В получении субсидии на приобретение жилья отказано
Документ от 31.07.2012, опубликован на сайте 22.08.2012 под номером 33725, 2-я гражданская, о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Саяшкина В.М.                                                                   Дело № 33-2283/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             31 июля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Крючковой А*** С*** и её представителей Шахраюка А*** С***, Майоровой Л*** Н*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Крючковой А*** С*** к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о возложении обязанности выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации -Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Крючковой А.С., ее адвоката Майоровой Л.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Крючкова А.С. обратилась в суд с иском к МУ администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

 

В обоснование иска указала, что в соответствии с решением Исполкома Ульяновского районного Совета народных депутатов № *** от 25.08.1988 года ее с братом определили в областной приемник-распределитель для несовершеннолетних. Они остались без попечения родителей, отец ушел из семьи, мать страдала *** заболеванием, являлась ***. Из приемника-распределителя их поместили в М*** детский дом, а затем в Б*** специальный коррекционный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Н***». В указанном детском доме она находилась с 1990 по 1999 год. С 1999 года по 2001 год она обучалась в ГОУ НПО ПУ-***  г. Новоульяновска. С 25 сентября 1999 года по 22 июня 2001 года  проживала и была зарегистрирована по месту учебы в ПУ-*** по адресу: г.Новоульяновск ул. Р*** д.***. За ней не имелось и не имеется закрепленного жилья. По окончании ПУ-*** зарегистрировалась в комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: г. Новоульяновск ул. Л*** д. *** кв.*** у своего брата Ш***.

15.12.2007 года она вступила в брак с К***., который погиб 18.10.2010 года в результате ДТП. От брака у нее имеется двое малолетних детей, В***, ***2008 года рождения и В***, ***2010 года рождения, последний является ***. В мае 2011 года решением Ульяновского районного суда Ульяновской области было прекращено право ее детей пользования жилым помещением в г. Новоульяновск, ул. М*** д. *** кв.*** комн.*** по иску сестры ее мужа.

О праве на получение  жилищного сертификата она узнала только в 2009 году, после рождения старшего сына. В устном порядке обращалась за консультацией в орган опеки и попечительства, однако четкого ответа не получила. Обратиться с заявлением о выдаче сертификата в 2009 году не смогла по семейным обстоятельствам, обратилась с заявлением о выдаче сертификата только 27 июня 2011 года, то есть через 2 года после того, как узнала о своем праве. Достижение ею 23-летнего возраста не является основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.

 

Просила обязать ответчика выдать ей вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «город Новоульяновск», финансовый отдел МО «Город Новоульяновск», Отдел образования «Город Новоульяновск», Министерство образования Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

Не согласившись с решением суда, Крючкова А.С. и её представители Шахраюк А.С., Майорова Л.Н. в апелляционной жалобе просят его отменить. Считают, что судом не приняты во внимание связанные с тяжёлыми жизненными обстоятельствами факты, свидетельствующие об уважительной причине пропуска истицей срока подачи заявления о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения. Указывают, что Крючкова А.С. проживает с детьми в съёмной комнате общежития, не имея достаточных средств для найма даже однокомнатной квартиры. Полагают, что у суда имелись основания с учётом указанных  исключительных жизненных обстоятельств удовлетворить исковые требования. В остальной части жалоба мотивирована доводами, в целом аналогичными исковому заявлению.

 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела в апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Из материалов дела усматривается, что  Крючкова А.С., *** 1983 года рождения,  на основании решения Ульяновского районного Совета народных депутатов от 25.08.1988 года № *** с братом в связи с болезнью матери были  определены в приемник- распределитель для несовершеннолетних.  Первоначально она находилась в М*** детском доме, затем с 1990 года на полном государственном обеспечении в ОГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Б*** специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «Н***».

Мать истицы решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27.04.1999 года ограничена в родительских правах в отношении дочери Шахраюк А.С. (в настоящее время Крючкова А.С.) в связи с наличием *** заболевания. С сентября 1999 года по 2001 год Крючкова А.С. обучалась в ПУ № *** г. Новоульяновска, с 25.09.1999  по 22.06.2001  проживала и была зарегистрирована в общежитии по ул. Р*** д.*** г. Н*** (общежитие).

После окончания обучения с 2001 года Крючкова А.С. проживала с матерью и братом Ш***. по адресу: г. Н***, ул. Л***, д. *** кв.***, где была зарегистрирована 25.02.2005 года.

С отцом истица отношения не поддерживала, материальной помощи на содержание несовершеннолетних последний не оказывал. Закрепленного за ней жилого помещения истица не имеет.

15.12.2007 она зарегистрировала брак с К***., после чего стала проживать по месту жительства супруга в ком. № *** кв. *** д. *** по ул. М*** в г. Н***. От брака имеет двоих сыновей 6.10.2008 года рождения и 03.01.2010 года рождения, младший сын является ребенком-инвалидом. Супруг истицы погиб    18 октября 2010 года. В настоящее время Крючкова А.С. снимает жилое помещение.

Принимая решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи  57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.1 п. 1 ст. 8  Федерального  закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей»  дети- сироты  и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

На момент обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилья  (27.06.2011) Крючковой А.С., ***1983 года рождения, исполнилось 27 лет, ранее в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истица  не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением состоит с 13.04.2011 года.

Правильно оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица, достигшая на  момент обращения в органы местного самоуправления  возраста 27 лет, уже не обладала статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не воспользовавшись своевременно правом, предоставленным ей в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, утратила этот статус.

Доводы, приведенные Крючковой А.С. и ее представителями в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы истицы о том, что превышение возраста, установленного ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, основанием к утрате ее социального статуса как ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не  является, несостоятельны.

С достижением ребенком возраста восемнадцати лет,  в силу ст. 21 ГК РФ,  изменяется его социальный статус – он становится совершеннолетним, то есть полностью дееспособным гражданином.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает возможность получения государственной поддержки не только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, но и совершеннолетними лицами в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, или они остались без попечения родителей. Право на  внеочередное предоставление жилого помещения иным лицам вышеуказанным законодательным актом не предусмотрено.

Ссылки Крючковой А.С. на то обстоятельство, что ее права нарушены администрацией  муниципального образования «Город Новоульяновск», которая своевременно не приняла мер к рассмотрению ее заявления, определению ее правового статуса и постановке на учет на получение социального жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, основанием к отмене решения не являются.

Принимая во внимание правовую незащищенность указанной категории граждан, законодатель предусмотрел возможность реализации ими своего права на получение жилой площади до достижения ими возраста 23 лет, предоставив, таким образом, достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Крючковой А*** С*** и её представителей Шахраюка А*** С***, Майоровой Л*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи