Судебный акт
Спор о прекращении поручительства по кредитному договору
Документ от 28.08.2012, опубликован на сайте 18.09.2012 под номером 34206, 2-я гражданская, о прекращении поручительства, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Горбунова И.Г.                                                                  Дело № 33-2635/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           28 августа 2012  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Грудкиной Т.М., Васильевой Е.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Ульяновского отделения № *** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2012 года, по которому постановлено:

 

Иск Максимова Сергея Владимировича удовлетворить.

Признать прекращенным поручительство Максимова С*** В***, возникшее в силу договоров №№ ***, заключенных между ОАО «Сбербанк России» и Максимовым С*** В*** в обеспечение обязательств ООО «Симбирские стройматериалы» по договорам №№ *** от 28 июля 2010 года, *** от 26 ноября 2010 года об открытии невозобновляемой кредитной линии.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., объяснения представителя ответчика ОАО «Сбербанк России» в лице Ульяновского отделения № *** Коннова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Максимова С.В.,    полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Максимов С.В. обратился в суд с иском  к ОАО «Сбербанк России», ООО «Симбирские стройматериалы» о прекращении его поручительства, возникшего в силу договоров, заключенных с ОАО «Сбербанк России» в обеспечение обязательств ООО «Симбирские стройматериалы» по договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии от 28.07.2010 и  26.11.2010.

Требования мотивированы тем, что обязательства ООО «Симбирские стройматериалы» перед ответчиком по указанным договорам заключались в своевременном погашении кредита сроком до 05.07.2015 и до 25.08.2011 соответственно. В обеспечение исполнения обязательств по  данным договорам истец, являясь на момент их заключения генеральным директором ООО «Симбирские стройматериалы», заключил с ОАО «Сбербанк России» 28.07.2010 и 26.11.2010  договоры поручительства. 06.12.2010 истец уволился с должности генерального директора. В связи с несвоевременным выполнением своих обязательств между ООО «Симбирские стройматериалы» и ОАО «Сбербанк России» была достигнута договоренность о проведении реструктуризации долга и изменении условий вышеуказанных договоров, а именно об увеличении периода погашения кредитов, а также были заключены новые  договоры поручительства с иными лицами, т.е. произошло перепоручительство. Так как  с его стороны письменное согласие на реструктуризацию долга не получено, это влечет прекращение поручительства.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Пашин В.Г., Садаева Т.Г., Садовский Н.А., ООО «КСЕ».

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Сбербанк России» в лице Ульяновского отделения № ***, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. Как указывает автор жалобы, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает не основанным на законе, не доказанным вывод суда о том, что в данном случае нарушены права истца. Банк не взыскивает с Максимова С.В. задолженность по кредитным договорам, а сам истец не представил доказательств, подтверждающих взыскание с него задолженности в большем размере, чем это предусмотрено договором поручительства. Проведенная реструктуризация задолженности по кредитным договорам была направлена на то, чтобы заемщик выполнял свои обязательства надлежащим образом, и у Банка не возникало оснований  для взыскания просроченной задолженности, а у поручителей, соответственно, не возникала обязанность нести ответственность за заемщика. В противном случае, при наличии просроченной задолженности у банка имеется право взыскать всю сумму задолженности и с заемщика и с поручителей. Исходя из этого, дополнительные соглашения были заключены, в том числе, и в интересах самого истца. Суд не принял во внимание заявление банка, согласно которому ответственность поручителя Максимова С.В. не изменяется после заключения дополнительных соглашений, и в случае возникновения оснований для взыскания задолженности, он обязан будет отвечать за неисполнение кредитных обязательств заемщика в соответствии с условиями заключенных договоров поручительства. Включение в состав поручителей иных лиц, а в состав залогового имущества – имущества должника, снижает риск наступления для поручителя неблагоприятных последствий.  Кроме того, полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, а именно, суд принял иск в нарушение правил о подсудности, так как ООО «Симбирские стройматериалы» фактически является по делу третьим лицом, истец же указал его в качестве ответчика и воспользовался этим при определении территориальной подсудности. Ходатайство банка о передаче дела по подсудности судом необоснованно оставлено без удовлетворения. 

В судебное заседание третьи лица  Пашин В.Г., Садаева Т.Г., Садовский Н.А., ООО «КСЕ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены  надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 28.07.2010 и 26.11.2010 между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Симбирские  стройматериалы»  заключены  договоры № *** и № *** об открытии невозобновляемых  кредитных линий по первому договору на сумму *** рублей на срок по 05 июля 2015 года, по второму договору на сумму *** рублей на срок по 25.08.2011.

В те же даты между ОАО «Сбербанк России»  и Максимовым С.В., являвшимся на тот момент генеральным директором ООО «Симбирские стройматериалы»,  в обеспечение исполнения обязательств по вышеуказанным договорам, были заключены договоры поручительства № ***.

По данным договорам истец просит прекратить поручительство, ссылаясь на то, что в результате реструктуризации долга были изменены условия кредитных  договоров, а именно  увеличены периоды погашения кредита, а также были заключены новые  договоры поручительства с иными лицами, т.е. произошло перепоручительство, на эти действия его согласия не было получено, ссылаясь на п.2 ст.367 ГК РФ.

Действительно, между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Симбирские  стройматериалы»   заключены соглашения о реструктуризации долга.

На основании дополнительных соглашений по основным условиям были увеличены периоды погашения кредита, а именно по договору кредитования от 28.07.2010  срок  вместо 05.07.2015 срок истекает 10.08.2016, а по второму договору от 26.11.2010 срок вместо 25.08.2011 года увеличился до 25.11.2012. В связи с чем изменились графики погашения платежей. Кроме того, были заключены дополнительные договоры поручительства с Садаевой Т.Г., Садовским Н.А., Пашиным В.Г., ООО «КСЕ». Наряду с ними остался поручителем и истец Максимов С.В., поэтому перепоручительства не произошло, как ошибочно посчитал истец. Также дополнительно в залог было предоставлено имущество должника.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что в связи с реструктуризацией долга и увеличением периода погашения кредита ООО «Симбирские стройматериалы» при отсутствии согласия поручителя Максимова С.В. его  поручительство подлежит прекращению.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он  основан  на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимание.

В соответствии с п.2 ст.367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.

Положения приведенной выше нормы нацелены на защиту поручителя от неблагоприятных изменений основного обязательства, а не на создание для него необоснованных преимуществ в виде прекращения поручительства и в том случае, если основное обязательство было изменено без каких-либо неблагоприятных последствий для поручителя, хотя бы и без согласия последнего.

При несогласованном с поручителем увеличении срока исполнения обязательства, обеспеченного поручительством, поручительство сохраняется, а поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, и до истечения сроков, определяемых в соответствии с пунктом 4 статьи 367 ГК РФ, т.е. сроков, указанных в договоре поручительства, на которые оно дано.

В связи с чем мнение истца об увеличении его ответственности как  поручителя и вывод суда об этом являются  ошибочными.

Договоры поручительства с Максимовым С.В. также не содержат положений о том, что в случае внесения в кредитные договоры не согласованных с поручителем изменений, поручительство прекращается в отношении всего объема ответственности поручителя, в том числе и в отношении ранее согласованных с поручителем условий.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Максимова В.С. у суда первой инстанции не имелось.

Довод апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права в связи с неподсудностью рассмотрения дела судебная коллегия находит несостоятельным исходя из положений ст. 28, п.10 ст. 29 ГПК РФ, поскольку иск предъявлен к двум ответчикам, один из которых находится  на территории  Сенгилеевского района Ульяновской области, а право выбора между несколькими судами принадлежит истцу. Злоупотребление данным правом со стороны истца отсутствует.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене. Судебная коллегия, отменяя судебное постановление, принимает новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Максимову С.В. отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2012 года отменить.

По делу постановить новое решение.

В удовлетворении исковых требований отказать Максимову С*** В*** о признании прекращенным поручительства Максимова С*** В***, возникшего в силу договоров №*** от 28.07.2010 и №*** от 26.11.2010, заключенных с ОАО «Сбербанк России» в обеспечение обязательств ООО «Симбирские стройматериалы» по договорам № *** от 28.07.2010 и № *** от 26.11.2010 об открытии невозобновляемой кредитной линии.

 

Председательствующий

 

Судьи