Судебный акт
Спор потребителей с управляющей компанией о перерасчете коммунальных платежей, предоставлении платежных документов
Документ от 04.09.2012, опубликован на сайте 13.09.2012 под номером 34251, 2-я гражданская, об обязании перересчитать коммунальные услуги, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                      Дело № 33-2666/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          04 сентября 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» на заочное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ивановой Е*** К***, Полянсковой Г*** А*** к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» предоставлять Ивановой Е*** К***, Полянсковой Г*** А*** платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не будет установлен договором управления многоквартирным домом, содержание которых должно соответствовать статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 38 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, и в которых должно быть указано: а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) размер платы за жилое помещение и иные предусмотренные законодательством и договором сведения.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» зачесть Ивановой Е*** К*** в счет будущих коммунальных платежей необоснованно взысканные денежные средства на оплату электроснабжения мест общего пользования в сумме 533 руб.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» зачесть Полянсковой Г*** А*** в счет будущих коммунальных платежей необоснованно взысканные денежные средства на оплату электроснабжения мест общего пользования в сумме 1 097 руб.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 200 руб.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Ивановой Е.К., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Иванова Е.К. и Полянскова Г.А. обратились в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» (ОАО «ДК Ленинского района») о перерасчете оплаты жилищно-коммунальных услуг, обязании предоставлять платежные документы на оплату коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что они проживают в многоквартирном жилом доме № *** по проспекту Н*** в г. Ульяновске, управление которым на основании договора от 01.10.2009 г. осуществляет ОАО «ДК Ленинского района». С апреля 2011 года ответчик незаконно производит начисление и взимание с жильцов дома платы за освещение мест общего пользования исходя из объема потребления 7 кВт·час с человека, что составляет 16 руб. 59 коп. в месяц. Согласно постановлению Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. в расчетные 7 кВт·час входят затраты на услуги, которыми жильцы дома не пользуются, а именно: автоматика запирающих устройств, усилители телеантенн коллективного пользования, система противопожарной автоматики и дымоудаления. Платежные документы на оплату коммунальных услуг ответчиком своевременно не предоставляются, выдаются в ООО «РИЦ» уже после фактической оплаты.

С учетом уточнения истцы просили произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг в части взысканных с них с апреля 2011 года денежных средств за электроснабжение мест общего пользования, соответственно, с Ивановой Е.К. – 533 руб., с Полянсковой Г. А. – 1 097 руб.

 

Рассмотрев по существу требования истцов, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ОАО «ДК Ленинского района» просит отменить, как незаконное и необоснованное, решение в части возложения обязанности по перерасчету оплаты жилищно-коммунальных услуг, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Ссылаясь на ст. ст. 426, 544 ГК РФ и пункты 89, 108, 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, указывает, что действующим законодательством установлена оплата электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги – в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях. Обращает внимание, что утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета, а утвержденные Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 28 мая 2009 г. № 06-47 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами, при отсутствии приборов учета электрической энергии, на территории Ульяновской области не содержат четкого норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды. В этой связи считает необходимым применение в рассматриваемом споре законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), в частности, пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306) и пункта 37 приложения к ним, согласно которому расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь и отдельно в отношении лифтового оборудования.

Ответчик полагает, что, поскольку для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, установлены расходы на электрическую энергию мест общего пользования, то эти же величины должны применяться при расчете количества электроэнергии мест общего пользования для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета. Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 28 мая 2009 г. № 06-47 соответствующая величина для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами, определена в размере 7 кВт·час в месяц на человека.

 

Иванова Е.К. и Полянскова Г.А. в возражениях на апелляционную жалобу просят оставить решение без изменения.

 

В суде апелляционной инстанции Иванова Е.К. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Полянсковой Г.А. и представителя ОАО «ДК Ленинского района», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Материалами дела установлено, что Иванова Е.К. является собственником квартиры № *** в доме № *** по проспекту Н*** в г. Ульяновске, в которой по месту жительства зарегистрировано 2 человека. Полянскова Г.А. занимает в том же доме квартиру № ***, где кроме нее по месту жительства зарегистрировано еще 4 человека, на основании договора социального найма. Указанный многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета электроэнергии, находится в управлении ОАО «ДК Ленинского района».

С апреля 2011 года с Ивановой Е.К. и Полянсковой Г.А. в составе жилищно-коммунальных услуг ответчиком взимается, в том числе плата за электроснабжение мест общего пользования.

Разрешая предъявленные к ОАО «ДК Ленинского района» требования о незаконности начисления соответствующих платежей, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу об их обоснованности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 были утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг и устанавливающие, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Названными Правилами (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2012 г.) была предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абзац 2 пункт 7), однако не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета.

Исходя из содержания приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета либо нормативы потребления.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, раскрывают понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 3 этих Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Названными Правилами предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, – по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 10).

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11).

Поскольку в Ульяновской области нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не установлены, суд пришел к правильному выводу о незаконности начисления истцам, проживающим в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета электроэнергии, платы за электроснабжение мест общего пользования.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Упоминаемые в жалобе пункты 89, 108, 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, устанавливающие оплату электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги – в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях, сами по себе, в отсутствие утвержденных нормативов потребления, не дают основания для взимания платы за электроэнергию на общедомовые нужды с лиц, проживающих в домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета. Кроме того, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии утратили силу.

Ссылки в жалобе на утверждение Приказом Минэкономики Ульяновской области от 28.05.2009 г. № 06-47 нормативов расхода электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования жилого дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления, являются несостоятельными.

Соответствующие нормативы содержались в Приказе Минэкономики Ульяновской области от 17.04.2008 г. № 06-20 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением на территории Ульяновской области при отсутствии индивидуального (квартирного) прибора учета электрической энергии».

Приказом Минэкономики Ульяновской области от 28.05.2009 г. № 06-47 в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 17.04.2008 г. № 06-20 были внесены изменения, исключившие нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Заочное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи