Судебный акт
Взыскание с потребителя задолженности по оплате газоснабжения
Документ от 25.09.2012, опубликован на сайте 19.10.2012 под номером 34709, 2-я гражданская, о взыскании задолженности за потребленный природный газ, пени, возмещении судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                                                         Дело № 33-2959/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                            25 сентября 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгаэур Л.Л.,

судей Коротковой Ю.Ю., Васильевой Е.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кяримовой А*** Ш*** – Кяримова З*** Р*** на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск»  удовлетворить частично.

Взыскать с Кяримовой А*** Ш*** в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» задолженность по оплате за потребленный природный газ по адресу: У*** область, П*** район, село М***, ул. М***, дом *** за период с 10.02.2010 года по 30.04.2012 года в сумме 61 223 рубля 46 копеек, пени в размере 5 692 рубля 46 копеек, государственную пошлину в размере 2 207 рублей 48 копеек.

В удовлетворении исковых требований о взыскании остальной части платежей за природный газ отказать.

 

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., объяснения представителя Кяримовой А.Ш. – Кяримова З.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск»  Зайнуллина А.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск») обратилось в суд с иском к Кяримовой А.Ш. о взыскании задолженности за потребленный природный газ в размере 69 567 руб. 26 коп., пени в сумме 6 033 руб. 63 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 468 руб.03 коп.

В обоснование требований указано, что Кяримова А.Ш. непрерывно пользуется сетевым природным газом для бытовых нужд с 1995 года по настоящее время. Между истцом и ответчиком действует договор на поставку природного газа, согласно которому абонент обязан оплачивать потребленный газ не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за истекшим. ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» полностью выполнило обязательства по договору, поставив абоненту в период с 01.01.2010 по 30.04.2012 природный газ на общую сумму 74 528 руб. 34 коп.  Ответчица свои обязательства не выполняет, оплату производит несвоевременно и не полностью. За период с  01.01.2010 по 30.04.2012 ею внесены платежи на общую сумму 5 015 руб. 08 коп. 24.09.2011 при проведении проверки газовых приборов она была письменно уведомлена о размере задолженности, однако до настоящего времени ее не выплатила.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, абонентскую службу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», Кяримову М.С., Кяримова З.С. и, рассмотрев данный спор по существу, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кяримов З.Р., представляющий по доверенности интересы Кяримовой А.Ш., не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что Кяримова А.Ш. не имеет задолженности за потребленный природный газ, все платежи производит своевременно, в большинстве случаев с предоплатой. Расчет задолженности произведен истцом неверно, поскольку коровы в личном подсобном хозяйстве не имеется с 01.01.2011 года.  

Кяримова А.Ш. является медицинским работником, и пользуется льготой на бесплатное отопление жилья, в связи с чем она является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд необоснованно проигнорировал решения Конституционного Суда РФ, который неоднократно излагал правовою позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять, либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. Право бесплатного отопления жилья медицинским работникам, живущим и работающим в сельской местности, связано с сохранением реализации закрепленных в Конституции РФ прав граждан, относится к категории приобретенных и сохраняемых в силу Конституции РФ, несмотря на ряд изменений, внесенных пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004  N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников после 31.12.2004 было передано региональным органам государственной власти, но данные изменения носят формальный характер, поскольку за медицинскими работниками, живущими и работающими в сельской местности, сохранилось право на бесплатное отопления жилья. При перезаключении договора с ООО «Ульяновскрегионгаз», последним было проигнорировано заявление Кяримовой А.Ш. о том, что оплата газа для отопления ее квартиры должна быть возложена на государство, согласно решению Конституционного Суда РФ. Считает данный договор ничтожным, поскольку он был подписан в форме, навязанной ООО «Ульяновскрегионгаз». В соответствии с п.2 ст.426 ГК РФ, п.2.3 договора, заключенного между сторонами по делу, поставка газа с предоставлением льгот для отдельных категорий потребителей является обязанностью ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск».

Просит учесть, что в ходе судебного разбирательства ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск»  не предоставил учредительные документы в полном объеме, а также протокол разногласий и заявления Кяримовой А.Ш. к акту проверки от 24.09.2011. ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» является ненадлежащим истцом по делу, поскольку Кяримова А.Ш. заключала договор с ООО «Ульяновскрегионгаз».

В возражениях на  апелляционную жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на ненадлежащее исполнение Кяримовой А.Ш. обязательств  по договору газоснабжения для бытовых нужд.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального  кодекса  Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно нее.

С  учетом  требований ст. ст. 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации  устанавливает обязанность граждан своевременно и полностью  вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).               

Из материалов дела следует, что 16.10.2008 между ООО «Ульяновскрегионгаз» и Кяримовой А.Ш. был заключен договор газоснабжения для бытовых нужд, в соответствии с которым  поставщик обязуется поставлять потребителю газ для бытовых нужд по газораспределительным сетям в используемое потребителем для постоянного проживания помещение по адресу: У*** область, П*** район, с. М***, ул. М***, ***, а потребитель обязуется принимать газ и оплачивать его стоимость ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. 

Указанный жилой дом не оборудован прибором учета. В  связи с этим  объем потребленного газа определяется в соответствии с п.6.2.1. договора  исходя из норм потребления газа, установленных в Ульяновской области, а также параметров, указанных потребителем: количество проживающих – 4 человека, отапливаемая площадь жилого помещения – 82 кв.м, 1 единица крупнорогатого скота.  Газ используется для приготовления пищи и отопления.

В соответствии с  п. 8.1 договора, а также ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки внесения платы за газоснабжение потребитель выплачивает поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования от неуплаченной суммы.

Решением внеочередного общего собрания участников общества №1 от 10.02.2011  ООО «Ульяновскрегионгаз» переименовано в ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск».

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010), размер платы за газоснабжение в жилом доме определяется по формуле 5, где  учитываются:  общая площадь жилого дома; норматив потребления газа на отопление жилых помещений в жилом доме, в том числе подсобных помещений жилого дома, включая помещения для содержания домашнего скота, бани и теплицы, установленный на единицу площади помещения; количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме; норматив потребления газа на приготовление пищи; норматив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения; тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.34 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях: а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц; б)отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц; в) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках индивидуального домовладения - в расчете на 1куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц; г) приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы - в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно.

В соответствии с п. 42  указанных Правил размер платы за потребленный газ для абонента - физического лица в случае предоставления ему или членам его семьи мер социальной поддержки в форме скидки (в натуральной форме) уменьшается на размер такой скидки. В случае предоставления мер социальной поддержки в иных формах размер платы не уменьшается.

Согласно п. 21 указанных Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах: изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан; изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений; изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве.

Аналогичная обязанность возложена на потребителя пунктом 4.7 договора газоснабжения для бытовых нужд, заключенного между сторонами по делу. 

В соответствии  с п. 61 Правил в случае, если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 01.01.2010 по 31.03.2012 ответчицей  оплачена жилищно-коммунальная услуга за потребление газа на приготовление пищи в сумме 5015 руб. 08 коп.    

Разрешая заявленные требования о взыскании задолженности за потребленную услугу газоснабжения  в период с 01.01.2010 по 30.04.2012, суд определил размер задолженности с учетом документального подтверждения площади жилого помещения 76 кв.м., количества проживающих лиц с февраля 2010 года – 4 человека, количества  крупного рогатого скота до 01.01.2011 – 1 единица.

Проверяя доводы ответчика об изменении количества проживающих,  суд обоснованно указал на отсутствие достоверных данных, с какого времени семья Кяримовой А.Ш. проживает в составе трех человек.

Так, согласно объяснительной контролера абонентской службы поставщика  -Мошковой Н.Г. от 18.11.2011, ею было выявлено изменение состава семьи Кяримовой А.Ш. с 5 человек на 4 человека с 19.01.2010.

Из справки формы № 8 главы администрации МО «Баклушинское сельское поселение» от 15.11.2011 следует, что в жилом доме ответчицы проживают, помимо нее: супруг Кяримов З.Р., свекровь Кяримова М.С.  Дочь К*** выбыла 19.01.2010, сын К*** был зарегистрирован 17.03.2002, выбыл 15.10.2010 в ряды Вооруженных Сил РФ.

Согласно справке формы № 8 того же Главы администрации от 21.12.2010, в указанном доме проживают: Кяримова А.Ш., Кяримов З.Р., Кяримова М.С. Сын ответчицы - К***. проживал с 25.08.2010 по 17.11.2010.

В судебном заседании специалист МО «Баклушинское сельское поселение» Хайров Р.Ш.,  составлявший указанные справки формы № 8, пояснил, что при их оформлении возможно допущена ошибка. На момент их составления  в доме проживало 4 человека, в настоящее время проживает 3 человека. 

В свою очередь, ответчица не представила суду никаких доказательств  уведомления поставщика об изменении количества проживающих, что в силу закона влекло право истца  произвести перерасчет поставленной услуги за прошедший период.

Непосредственно при составлении  акта проверки от 24.09.2011 ответчица никаких возражений относительно количества проживающих не заявляла.

Принимая во внимание тарифы, нормы потребления, установленные в Ульяновской области, стоимость услуги газоснабжения, поставленной ответчице за период с 01.01.2010 по 30.04.2010, с учетом установленных судом параметров, составляет: за приготовление  пищи и подогрев воды за 2010 год - 2 740 руб. 32  коп., за 2011 год – 3 058 руб. 56 коп., за 4 месяца 2012 года – 1 041 руб. 92 коп.; за отопление жилого помещения за 2010 год – 23 876 руб. 16 коп.; в 2011 году – 27 763 руб. 56 коп.; за 4 месяца 2012 года – 9 463 руб. 52 коп.; за приготовление кормов и нагрев воды для сельскохозяйственного животного за 2010 год – 942 руб., всего 68 886 руб. 04 коп.

С учетом суммы, оплаченной ответчицей, за  потребление газа в размере 5 015 руб. 08 коп., задолженность  поставленной услуги  за период с 01.01.2010 по 30.04.2010  составляет 63 870 руб. 96 коп. (68 886 руб. 04 коп. – 5 015 руб. 08 коп.).

Поскольку количество проживающих учитывается лишь при расчете платы за приготовление пищи и нагрев воды, в случае уменьшения состава семьи ответчицы с ноября 2010 года до трех человек общая сумма задолженности за период с 01.01.2010 по 30.04.2012 подлежала снижению на 1 140 руб. 96 коп. (57,92 руб. х  2 мес. + 59,52 руб. х3 мес. + 65,12 руб. х 13 мес.).

При таких обстоятельствах взысканная судом сумма долга за указанный период в размере  61223 руб. 46 коп.  не ущемляет интересов Кяримовой А.Ш.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчицы обязанности по внесению  платы  за отопление поставщику являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением в соответствии с действующим законодательством.

В связи с пересмотром системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31.12.2004 для различных категорий граждан и разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления был изменен порядок предоставления социальных льгот.

Так,  пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопроса о предоставлении медицинским работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, отнесено  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения – органам местного самоуправления (части 5-6 статьи  63  Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Таким образом, данным федеральным законом установлены нормы, в соответствии с которыми  меры социальной поддержки и порядок их реализации  для специалистов здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, устанавливаются именно органами местного самоуправления.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии социальной защиты, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты.

В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22.08.2004  N 122-ФЗ при издании органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Постановлением Главы администрации МО «Павловский  район» от 24.08.2007 № 120 был  утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на территории Муниципального образования «Павловский район», который устанавливает условия и правила предоставления мер социальной поддержки специалистов здравоохранения в виде ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов на оплату услуг по отоплению. В соответствии с данным порядком назначение ежемесячной денежной выплаты специалистам, общий стаж работы которых составляет не менее 10 лет к моменту  выхода на пенсию,  производится на заявительной основе при  предоставлении  пакета документов, установленного настоящим Порядком.

Таким образом, указанная стороной ответчика льгота по оплате отопления фактически сохранена медицинским работникам, проживающим в Павловском районе Ульяновской области, органами местного самоуправления в виде денежной выплаты на возмещение расходов на оплату услуг по отоплению.

Установленный порядок свидетельствует лишь об изменении механизма предоставления социальных гарантий, который является единым для всех граждан и подлежит обязательному соблюдению.

Как следует из материалов дела, истица не реализовала в установленном законом порядке право на  получение выплат на возмещение расходов на оплату услуг по отоплению.

В то же время в соответствии  с действующим законодательством ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» не имеет обязательств по предоставлению медицинским работникам газоснабжения бесплатно. В силу изложенных норм закона, а также Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, действовавших на момент заключения между сторонами договора газоснабжения от 16.10.2008, Кяримова А.Ш. обязана оплатить потребленную услугу газоснабжения в полном объеме, сохраняя право на возмещение данных расходов в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Заключенный между сторонами договор газоснабжения для бытовых нужд соответствует нормам законодательства Российской Федерации. Оснований для признании его ничтожным судебной коллегией не усматривается.

Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными.

Нарушений, влекущих отмену судебного решения по доводам апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Кяримовой А*** Ш*** – Кяримова З*** Р*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи