Судебный акт
Привлечение к административной ответственности по ст.8.9 КоАП РФ
Документ от 25.09.2012, опубликован на сайте 10.10.2012 под номером 34731, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.9, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Максимов С.Ю.                                                          Дело № 7-242/ 2012 г.                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                             25 сентября 2012 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

при секретаре Устимовой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Шкердина А*** В*** действующего в интересах директора ООО «Силикат» Солдатова А*** И***, на решение судьи Новоспасского районного суда  Ульяновской области от 08 августа 2012 года,

 

У С Т А Н О В И Л А:

13.06.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, специалистом – экспертом отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха Борисовой Н.К. по итогам проведения плановой выездной проверки, проведенной в период с 05 по 13 июня 2012, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Силикат» Солдатова А*** И*** по ст.8.9 КоАП РФ по факту нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, специалиста – эксперта отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха Борисовой Н.К. от 18.06.2012 Солдатов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 08.08.2012 постановление государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, специалиста – эксперта отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха Борисовой Н.К. от 18.06.2012 оставлено без изменения.

Не согласившись с привлечением Солдатова А.И. к административной ответственности, его представитель – Шкердин А.В. подал жалобу в Ульяновский областной суд, в которой просил прекратить производство по делу в отношении Солдатова ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе указывает, что подземные воды не являются полезными ископаемыми, а потому не подлежат государственной экспертизе. Суд в принятом решении не указал в чем заключается вина директора ООО «Силикат»; не учел, что в материалах дела не имеется необходимых доказательств, подтверждающих возможность наступления негативных последствий в случае отсутствия у ООО «Силикат» государственной экспертизы запасов подземных вод.

Также считает, что постановление о привлечение Солдатова А.И. к административной ответственности вынесено неуполномоченным лицом.

Полагает, что судом не были рассмотрены все доводы представителей Солдатова, в решении не указано, кто представлял его интересы. Суд не обратил внимания, что в протоколе место жительство Солдатова А.И. записано не полностью.

Судом не указан номер постановления от 18.06.2012, которое суд оставил без изменения, хотя в тот день инспектором Росприроднадзора Борисовой Н.К. было вынесено несколько постановлений. Не привлек суд в качестве 3-его лица инспектора Росприроднадзора Борисову Н.К.

Также суд не изложил в своем решении обстоятельства, по которым нельзя считать данное правонарушение малозначительным.

Подробно позиция Шкердина А.В. изложена в жалобе и поддержана им в судебном заседании.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления не нахожу.

Статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе и для должностных лиц, за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Силикат» имеет лицензию на пользование недрами серии УЛН № *** на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и для технологического обеспечения водой предприятия в количестве 900 куб.м/сут. за счет четырех водозаборных скважин со сроком действия с 26.08.2003 по 20.02.2016гг. Участок недр имеет статус горного отвода в размерах ЗСО строгого режима. 

На момент проведения плановой выездной проверки ООО «Силикат» не было представлено проекта на проведение работ по разведке и подсчету запасов подземных вод.

В нарушение требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 23 и статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), ООО «Силикат» эксплуатационные запасы подземных вод на водозаборе не утверждало, государственную экспертизу и государственный учет запасов полезных ископаемых не проводило.

Указанное обстоятельство директором ООО «Силикат» не оспаривается.  

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.

При этом в лицензиях на пользование недрами установлено, что выполнение лицензионных условий осуществляется недропользователем в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, условие оценки и государственной экспертизы запасов подземных вод предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием недропользования.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КОАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований.

Из материалов дела усматривается, что Солдатов А.И. избран директором ООО «Силикат» с 07.09.2010 сроком на пять лет.

Поскольку Солдатовым А.И., как руководителем ООО «Силикат» не были соблюдены требования, изложенные выше, по рациональному использованию и охране недр, административный орган и суд первой инстанции обоснованно признали его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КОАП РФ.

Доводы Шкердина А.В. о том, что в действиях Солдатова А.И. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку подземные воды не являются полезными ископаемыми, а потому не подлежат государственной экспертизе, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

Статьей 43 Закона о недрах, Постановлением Правительства РФ № 405 от 23.05.2001 года «О подписании соглашения о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр», Модельным кодексом о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ, подземные воды прямо отнесены к полезным ископаемым.

Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

Исходя из целей проведения данной экспертизы, является очевидным тот факт, что добыча подземных вод без соответствующей экспертизы может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Доводы Шкердина А.В. о том, что постановление вынесено неуполномоченным лицом, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В силу части 1 статьи 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.9 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, государственные инспектора по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории.

На основании п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования  осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденному  Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляет государственный геологический контроль за соблюдением недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора).

В соответствии с пунктом 6 данного Положения, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам: а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений; б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из изложенного следует, что плановая проверка ООО «Силикат» проведена Росприроднадзором по Ульяновской области в пределах предоставленных полномочий.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, специалистом – экспертом отдела геологического надзора, охраны недр и надзора за охраной атмосферного воздуха Борисовой Н.К.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды).

В соответствии  с данным перечнем федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы.

Таким образом, Борисова Н.К. вправе была рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Солдатова А.И. по ст.8.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы о неприменении судом ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, основанием для отмены обжалуемого решения служить не могут, поскольку применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Доводы жалобы, что суд в решении не указал номер обжалуемого постановления, не указал, кто представлял интересы Солдатова, не обратил внимания, что в протоколе место жительство Солдатова А.И. записано не полностью, не привлек в качестве 3-его лица инспектора Росприроднадзора Борисову Н.К., на суть принятого решения не влияют. Кроме того, по ст.8.9 КОАП  в отношении Солдатова А.И. 18.08.2012 выносилось только одно постановление. 

Привлечение инспектора Росприроднадзора для участия по делу в качестве             3-его лица административным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 08 августа  2012 года оставить без изменения, жалобу Шкердина А*** В***, действующего в интересах директора ООО «Силикат» Солдатова А*** И***, - без удовлетворения.

Судья