Судебный акт
Приговор отменен из-за нарушений требований уголовно-процессуального закона
Документ от 03.10.2012, опубликован на сайте 23.11.2012 под номером 34862, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 228 ч.2, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с направлением дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ: по ДРУГИМ основаниям

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                                Дело № 22 – 3365/2012г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           03 октября 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бескембирова К.К.,

судей Кабанова В.А. и   Львова Г.В.,

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 октября 2012 года кассационную жалобу адвоката Сидорова Е.В., кассационное представление государственного обвинителя – помощника прокурора Засвияжского района  г. Ульяновска Соколовой М.С. на приговор Засвияжского районного суда  г. Ульяновска от 24 августа 2012 года, которым 

 

АЛИУЛЛОВ Р*** А***, ***,  ранее судимый:

1. 15.12.1997г. по ст.ст.30 ч.3, пп. «а», «в», «г» ч.2  ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года;

2. 07.05.1999г. (с учетом постановления о пересмотре приговора от 04.03.2004г.)  по ст.162 ч.2 УК РФ (в редакции ФЗ от 08.12.2003г № 162 -ФЗ) к 8 годам лишения свободы.  На основании  ст.70 УК РФ окончательно к 10 годам лишения свободы. Освободился 09.11.2007г. по отбытию срока,

 

осужден по части 2 статьи 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения Алиуллову Р.А.  -  заключение под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения. Срок наказания исчислен с 21 августа 2012 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств. 

 

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., выступления адвоката Сидорова Е.В. и  прокурора Рябова И.В., судебная  коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приговором суда Алиуллов Р.А. признан виновным в незаконном изготовлении и хранении без цели сбыта наркотического средства дезоморфина массой 2,8г. в особо крупном размере.

Преступление  им совершено в г. Ульяновске 05 декабря 2011 года при обстоятельствах,  подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе адвокат Сидоров Е.В. считает приговор суда незаконным и необоснованным. Указывает на то, что суд не учел обстоятельства, которые могли повлиять на выводы о невиновности Алиуллова Р.А. в совершении инкриминируемого ему преступления. При наличии в материалах уголовного дела существенных противоречий, имеющих значение для выводов о виновности осужденного, в приговоре судом не указано по каким основаниям суд принял одни доказательства и отверг другие. Отмечает, что из протокола об административном правонарушении, который был исследован при рассмотрении дела, следует, что в момент задержания  Алиуллова Р.А. с наркотическим средством  у него  имелось алиби, поскольку он  в данное время находился в отделе полиции № *** России. Данный протокол был составлен сотрудником полиции, и  оснований не доверять фактическим данным, изложенным в нем, не имелось. Данное противоречие при проведении судом анализа и оценки доказательств полностью оставлено без внимания. В ходе судебного разбирательства как это, так и другие противоречия не были устранены. В ходе допроса при первоначальных следственных действиях Алиуллов Р.А. полностью признал вину в инкриминируемом ему преступлении,  однако в силу ст.77 ч.2 УПК РФ признание вины может быть положено в основу приговора лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся доказательств, а в соответствии со ст.302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого бесспорно доказана. Согласно ст.49 Конституции РФ неустранимые сомнения в виновности подсудимого толкуются в его пользу. В связи с изложенным, просит приговор  суда отменить, уголовное дело в отношении Алиуллова Р.А. прекратить.

 

В кассационном представлении государственный обвинитель – помощник прокурора Соколова М.С. считает приговор суда подлежащим отмене. Указывает на то, что в нарушение статьи 132 УПК РФ в резолютивной части приговора не содержится решение о распределении процессуальных издержек, которые должны возмещаться за счет средств федерального бюджета. Кроме того, судом недостаточно мотивирована квалификация действий виновного лица, вид и размер назначенного наказания. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокат Сидоров Е.В. доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, указав также на необоснованность решения суда об отказе в удовлетворении  его ходатайства о проведении психо-физиологической экспертизы осужденного,  поддержал частично доводы представления, но просил отменить приговор суда и прекратить дело в отношении Алиуллова Р.А.;

- прокурор Рябов И.В.  просил  приговор суда отменить по доводам кассационного представления,  а также  частично поддержал доводы кассационной жалобы в части нарушения судом статьи 307 УПК РФ.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представления, выслушав выступления вышеуказанных лиц, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим отмене по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным обоснованным и справедливым.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть приговора должна содержать доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства, и  должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства, как подтверждающие выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, так и противоречащие этим выводам.

В соответствии с действующим законодательством доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основании которых суд, прокурор, следователь, дознаватель  в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу.

Исходя их предъявленного осужденному обвинения и  описательно – мотивировочной части приговора  Алиуллов Р.А. признан виновным  и осужден  за то, что  ***. в период времени с *** часов,  находясь по адресу г. Ульяновск ул. *** кв. 78, и имея умысел  на незаконные  изготовление и хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере, по известной  ему технологии незаконно изготовил наркотическое средство «дезоморфин» для личного употребления в особо крупном размере массой не менее 2,8 гр., которое незаконно хранил при себе с целью личного употребления.

***  около *** минут возле *** по ул. *** г. Ульяновска, он сотрудниками полиции   был задержан и в ходе личного досмотра у него  был обнаружен и изъят шприц с наркотическим средством «дезоморфин» массой 2,8 гр., что относится к особо крупному размеру.

Согласно протоколу судебного заседания, судом первой инстанции по ходатайству стороны защиты   у мирового  судьи судебного участка *** Засвияжского района Ульяновской области  было истребовано и исследовано в судебном заседании ****** об административном  правонарушении в отношении Алиуллова Р.А., привлеченного  к  административной  ответственности по ст.6.9 ч.1 Ко АП РФ.

Из материалов данного дела, следовало, что Алиуллов Р.А. 05.12.2011г. в *** часов был задержан у дома № *** по ул.*** г.Ульяновска, в связи с употреблением им наркотического средства дезоморфина и доставлен в дежурную часть ОП № *** по обслуживанию Засвияжского района г.Ульяновска.

Вместе с тем, и как видно из приговора, в нарушение вышеуказанных требований закона,   суд первой инстанции вообще не привел в  нем исследованные в ходе судебного заседания  в качестве доказательства  стороны защиты материалы административного дела, и соответственно какой-либо оценки им  не дал.

Обстоятельства, связанные с привлечением осужденного к административной ответственности, не смотря на их противоречие обстоятельствам, связанным с задержанием осужденного  с наркотическим средством, судом не выяснялись, и данные существенные противоречия,  имеющие значение для  уголовного дела, не устранены.

Кроме того, суд первой инстанции  также не привел в  приговоре и соответственно не дал  какой-либо оценки исследованными в ходе судебного заседания  в качестве доказательства  обвинения:  вышеуказанному рапорту об обнаружении признаков преступления; акту наблюдения (т.1 л.д.8); протоколам осмотра предметов (т.1 л.д.70-71 и 240-241), протоколу осмотра места происшествия (т.1 л.д.224-230).

При этом в качестве доказательства виновности  осужденного в инкриминируемом преступлении  суд сослался  на показания  свидетелей К*** С.И., Г*** Д.Г., Т*** В.Н., не раскрывая их фактического содержания, констатировав  лишь факт, что  данные показания аналогичны показаниям другим допрошенным  судом свидетелей, а отдельные доказательства в приговоре  хотя и приведены, но анализ и  надлежащая оценка им  также не дана.

Кроме того,  суд не мотивировал свои выводы относительно квалификации  преступления  по признакам ч.2 ст. 228 УК РФ,  не привел в описательно-мотивировочной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном такого оценочного признака, как «особо крупный» размер наркотического средства.

Учитывая, что приговор провозглашается публично,  а, кроме того, подлежит опубликованию в сети «Интернет», суду при его составлении следовало  избегать изложения в нем в подробностях способа изготовления наркотического средства дезоморфина, содержащегося в показаниях  осужденного Алиуллова Р.А.

При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы и представления о том, что обвинительный приговор в отношении Алиуллова Р.А. постановлен с существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона, в частности статьи 307 УПК РФ, что в соответствии со статьей 381 УПК РФ является основанием для его отмены, заслуживают внимания.

В связи с изложенным судебная коллегия отменяет  данный приговор и направляет  дело  на новое судебное разбирательство, в ходе которого суду необходимо устранить допущенные нарушения, всесторонне, полно, объективно и с учетом требований закона об осуществлении правосудия на основе состязательности сторон исследовать все обстоятельства дела, дать надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам и принять по делу законное и обоснованное решение.

Оснований к даче иной оценки доказательствам, послужившим основанием к постановлению обвинительного приговора, в стадии кассационного рассмотрения дела судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 386 УПК РФ не усматривает.

Поскольку Алиуллов Р.А. нарушал избранную в отношении него меру пресечения  в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и проведения судебного заседания в разумные сроки, а также с учетом того, что он обвиняется в совершении тяжкого преступления, характеризуется как лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности, судебная коллегия находит необходимым оставить без изменения  избранную ему меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, то есть  до 03 декабря  2012 года включительно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 августа 2012 года в отношении АЛИУЛЛОВА Р*** А*** отменить,  а дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд   в ином составе судей.

Меру пресечения   Алиуллову Р.А.  оставить без изменения  в виде заключения под стражу на срок 2 (два) месяца, то есть по  03 декабря  2012 года включительно.

 

Председательствующий

 

Судьи: