Судебный акт
Понуждение органа социальной защиты к постановке на учет и исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида
Документ от 02.10.2012, опубликован на сайте 26.10.2012 под номером 34885, 2-я гражданская, об обязании в постановке на учет индивидуальной программы реабилитации., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Скобенко Е.М.                                                                     Дело-33-3060/2012 г.                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               02 октября 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Грудкиной Т.М.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Хайрова Д*** З*** удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области поставить Хайрова Д*** З*** на учет и обеспечить его техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Хайрову Д*** З*** 30.03.2011 Федеральным государственным учреждением  «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», в соответствии с указанной индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Хайрова Д.З., представителя Главного бюро МСЭ по Ульяновской области Файзуллову А.М, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хайров Д.З. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о понуждении к постановке на учет и исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида. В обоснование иска указал, что является инвалидом *** группы бессрочно по причине трудового увечья, также является и***. Бюро МСЭ ему была разработана программа реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве (ПРП), по которой он получает протез кисти руки, а также  индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида, где указаны технические средства и услуги реабилитации: телевизор с телетекстом и приемом передач с субтитрами, телефонное устройство с текстовым выходом, сигнализаторы звука световой и вибрационный, услуги по сурдопереводу, ремонт ТСР. Однако, в нарушение его прав инвалида по слуху, ответчиком было отказано в постановке на учет и получении необходимых технических средств и услуг реабилитации, поскольку причиной инвалидности указано «трудовое увечье».

Просил обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области поставить на учет его индивидуальную программу реабилитации, обеспечить его техническими средствами и услугами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида, возместить судебные издержки.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Министерство труда и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 №61-П, определены категории граждан, которые могут быть поставлены на учет Министерством, и обеспечены техническими средствами реабилитации. В этот перечень входят лица, признанные инвалидами(за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). В базе Министерства труда и социального развития Ульяновской области истец не зарегистрирован. При этом он поставлен на учет в Ульяновском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, где обеспечивается приспособлениями, указанными в его программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве. Полагает, что истец в связи с инвалидностью не может быть поставлен на учет в двух ведомствах.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области, надлежащим образом извещенного  о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Хайров Д.З. является инвалидом *** группы вследствие трудового увечья (а***) бессрочно, также ему установлен сопутствующий диагноз: с***

На основании акта освидетельствования от 02-16.03.2011 в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» истцу была разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (ПРП), предусматривающая меры по реабилитации в связи с имеющимся у истца основным диагнозом: ***, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) в связи с наличием у истца сопутствующего диагноза по общему заболеванию - с***

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной истцу 30.03.2011, в связи с наличием признаков инвалидности по общему заболеванию - с***, он нуждается в технических средствах реабилитации и услугах по реабилитации (телевизоре с телетекстом и приемом передач со скрытыми субтитрами, телефонном устройстве с текстовым выходом, сигнализаторах звука световом и вибрационном, услугах по сурдопереводу и ремонту ТСР) бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан орган социальной защиты населения.

В силу статей 8, 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; решение учреждения медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации инвалида являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 №61-П в целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о передаче Правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями; организацию работы по предоставлению мер социальной защиты инвалидам предписано обеспечить исполнительному органу государственной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения.

Указанные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Согласно данным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Судом первой инстанции установлено, что истец признан инвалидом не только вследствие трудового увечья, но и в связи с сопутствующим общим заболеванием - с***. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной истцу 30.03.2011, технические средства реабилитации и услуги по реабилитации предписаны Хайрову Д.З. с целью компенсации функций организма, нарушенных общим заболеванием, а не трудовым увечьем.

Исходя из положений названных Правил, а также полномочий Министерства труда и социального развития Ульяновской области, судом первой инстанции применительно к данному спору верно определен субъект гражданско-правовой ответственности с возложением обязанности по созданию условий инвалиду для реализации комплекса реабилитационных мероприятий.

Суд первой инстанции с учетом анализа приведенного законодательства  обоснованно сделал вывод о том, что исполнителем индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной истцу 30.03.2011, в части обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации является орган государственной власти, уполномоченный в сфере социальной защиты населения - Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Хайрова Д.З., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством труда и социального развития Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылка автора жалобы на то, что истец в связи с инвалидностью не может быть поставлен на учет в двух ведомствах, необоснованна. Исполнение ГУ – Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве не может лишить истца права на реабилитацию в связи с имеющейся у него инвалидностью по общему заболеванию, осуществление которой не относится к компетенции органов Фонда социального страхования РФ.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: