УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Дементьев
Н.Н. Дело № 33-3177/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 16 октября 2012 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Логинова Д.А.,
Кинчаровой О.Е.,
при секретаре
Шаряевой Л.О.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя
Насибуллиной Х*** Г*** – Курбаналиева Р*** Р*** на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 16 августа 2012 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении
искового заявления Насибуллиной Х*** Г*** к Управлению образования МО
«Старомайнский район» о возложении обязанности по предоставлению отдельного
жилого помещения отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А., пояснения Насибуллиной Х.Г., а также ее представителя
Курбаналиева Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Насибуллина Х.Г.
обратилась в суд с иском к Управлению образования муниципального образования
«Старомайнский район» (далее - МО «Старомайнский район») о возложении
обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения.
Свои требования
мотивировала тем, что на протяжении всей своей педагогической деятельности она
работает *** с.Т*** района Ульяновской области, проживает со своими родителями,
при этом жильё ей не предоставлялось. Согласно ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1 «Об образовании» она имеет право на первоочередное предоставление жилой
площади. Несмотря на неоднократные обращения к руководителю Управления
образования МО «Старомайнский район» с просьбами о предоставлении отдельного
жилого помещения, её до настоящего времени жильём не обеспечили.
Суд привлёк к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, администрацию муниципального
образования «Старомайнский район».
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с
решением суда, представитель Насибуллиной Х.Г. – Курбаналиев Р.Р. в
апелляционной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы
приводит доводы, аналогичные изложенным в иске. Также указывает, что
первоочередное предоставление жилого помещения является мерой социальной
поддержки, которая должна обеспечиваться за счет бюджета субъекта Российской
Федерации, однако средства в бюджете Ульяновской области на эти цели не
предусмотрены. Финансирование указанной меры социальной поддержки должно
осуществляться также из федерального бюджета, однако суд необоснованно отказал
в удовлетворении ходатайства стороны истца о привлечении к участию в деле в
качестве соответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального
казначейства РФ, а также в качестве третьего лица Министерства финансов
Ульяновской области.
Считает, что истице
может быть предоставлено как жилое помещение по договору социального найма
(ст.57 ЖК РФ), так и служебное жилое помещение (ст.93 ЖК РФ), либо жилое
помещение из маневренного фонда (ст.95 ЖК РФ).
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Из материалов дела следует, что Насибуллина Х.Г.
с 1989 года по настоящее время работает учителем истории и состоит в должности ***.
Истица с 1989 года
зарегистрирована в жилом доме по адресу: Ульяновская обл., с.Т***, ул.С***,
общей площадью 58,64 кв.м. Указанный жилой дом принадлежит на праве
собственности отцу истицы Насибуллову Г.Н., который с супругой – Насибулловой
Н.Г. также зарегистрирован и проживает в указанном доме.
Решением Совета
депутатов МО «Урайкинское сельское поселение» от 30.09.2011 №*** учетная норма
площади жилого помещения для семьи из двух и более членов семьи установлена в
размере 12 кв.м., на одного человека - 18 кв.м.
В соответствии со
ст.2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения
органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
осуществляется местными администрациями.
Руководитель
Управления образования МО «Старомайнский район» ходатайствовал перед администрацией
МО «Урайкинское сельское поселение» о предоставлении Насибуллиной Х.Г. жилого
помещения, что подтверждается письмом от 23.12.2011 № ***.
Постановлением Главы
администрации МО «Урайкинское сельское поселение» № *** от 16.08.2011 Насибуллиной
Х.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в
связи с тем, что она обеспечена жилым помещением в размере, превышающем учетную
норму.
Согласно абз.3 п.5
ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» педагогические
работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до
достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой
площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской
местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на
предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и
освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с
предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам
федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются
законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств
федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений
субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений
устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и
обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч.1
ст.2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 №167-30 «О мерах социальной
поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской
местности на территории Ульяновской области» меры социальной поддержки
предоставляются педагогическим работникам, проживающим в сельской местности,
рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области и
работающим в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации или
муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности,
рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с
ними членов их семей.
Согласно ст.3 Закона
Ульяновской области от 30.12.2005 №167-30 «О мерах социальной поддержки
педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности
на территории Ульяновской области» лица, указанные в пунктах 1
и 2 части 1
и части 2
статьи 2 настоящего Закона, имеют право на предоставление
ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения, если иное не предусмотрено частью 3
настоящей статьи.
Лица, указанные в статье 2
настоящего Закона и проживающие в жилых помещениях с печным отоплением, вместо
предусмотренной частями 1
и 2
настоящей статьи ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления имеют
право на предоставление денежной компенсации расходов на оплату приобретаемого
твердого топлива и транспортных услуг по его доставке.
Таким образом,
истица, являясь педагогом, работающим и проживающим в сельской местности, имеет
возможность реализовать право на компенсацию расходов по оплате жилого
помещения, отопления и освещения.
Вместе с тем, ч.1 ст.52 ЖК РФ установлено,
что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам,
которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за
исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.1 ст.57
ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени
принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2
данной статьи случаев.
В части 2 ст.57 ЖК РФ указано, каким
категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются вне очереди: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в
установленном порядке
непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2)
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их
пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях
социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при
прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных
Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами
хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51
настоящего Кодекса перечне.
Перечень категорий граждан является
исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по
договорам социального найма предоставляются на основании решений органа
местного самоуправления.
С учетом указанных норм права, принимая во
внимание, что истица не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий
и поставлена на соответствующий учет, а предоставление жилых помещений не
находится в компетенции Управления образования МО «Старомайнский район» суд
первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения заявленных исковых
требований.
Доводы апелляционной
жалобы о возможности предоставления истице
служебного жилого помещения, либо жилого помещения из маневренного фонда
судебной коллегией отклоняются, поскольку п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1 «Об образовании» не предусматривает предоставления специализированных
жилых помещений.
Доводы апелляционной
жалобы об отказе в привлечении к участию в деле в качестве соответчика
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ
судебная коллегия полагает несостоятельными.
Исходя
из смысла ст.40 ГПК РФ
процессуальное соучастие возможно тогда, когда предметом спора являются общие
обязанности нескольких ответчиков и при этом все ответчики признаются лицами,
выступающими в качестве одной стороны.
В связи с этим у
суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения к участию в деле
в качестве соответчика Министерства финансов РФ, так как у последнего не
имеется общих обязанностей с Управлением образования МО «Старомайнский район», поэтому
они не могут выступать в спорном правоотношении в качестве одной стороны.
Иные доводы
апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции,
оснований для которой судебной коллегией не усматривается. Решение постановлено
судом с соблюдением норм материального и процессуального права.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального
закона, которые могли бы повлечь отмену решения суда, по делу, не
усматривается.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2012 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Насибуллиной Х***
Г*** – Курбаналиева Р*** Р*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи