Судебный акт
Административная ответственноссть по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 16.10.2012, опубликован на сайте 08.11.2012 под номером 35119, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочетов С.Л.                                                               Дело №  12 - 110 / 2012 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   16 октября 2012 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Жаднов Ю.М.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 августа 2012 года, которым суд постановил:

 

Признать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

 

У С Т А Н О В И Л :

27 июня 2012 года государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Ульяновской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Зубовой О.В. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по ст. 8.2. КоАП РФ.

В вину правонарушителю вменено то, что администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области в нарушение требований ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно: не организовала необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечила утилизацию и переработку отходов, и допустила создание на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 600 метрах северо-западнее домостроения № *** по ул. К*** в с.Т*** Н*** района Ульяновской области не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности, где сброс отходов производится на почву.

29 июня 2012 года протокол об административном правонарушении №127 от 27.06.2012 г. в отношении администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по ст. 8.2 КоАП РФ с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

Рассмотрев этом материал, судья Ленинского районного суда города Ульяновска вынес указанное выше постановление от 20 августа 2012 года, которым администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В жалобе указано, что полномочия по организации утилизации и переработки отходов на территории Новоспасского района были исполнены ими в полном объёме: было создано ООО «Благоустройство», занимающееся сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО на основании лицензии; был предоставлен земельный участок для организации свалки бытовых и производственных отходов. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельны в выборах конкретных действий по организации утилизации и переработки отходов.

По мнению автора жалобы, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области неправомочно определять критерии оценки данных действий.

Тот факт, что администрацией проводится активная работа по выполнению вышеуказанных полномочий, подтверждается также включением МО «Новоспасский район» Ульяновской области в областную целевую программу «Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007-2013 годы», утверждённую Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.04.2011 г. № 19/180-П. В рамках этой программы в Новоспасском районе планируется строительство полигона ТБО с выделением денежных средств в размере 4 млн. руб. из областного бюджета.

Обращено внимание на то обстоятельство, что администрация не является организацией, в результате деятельности которой образуются отходы производства и потребления, а неосуществление должного контроля за действиями поселений и лицензионной организации не может быть квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, администрация не являются субъектом вменяемого административного правонарушения.

Также указано, что представленные административным органом фотографии №№ 1-14 не могут служить доказательством по делу, так как по ним невозможно определить дату и время съемки, а также конкретную изображённую местность. Представители администрации при фотографировании не присутствовали. Протоколы результатов биотестирования от 01.06.2012 г. также не могут служить доказательством по делу, так как опять же не содержат точной информации о том, где производились заборы проб.

Довод представителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о том, что уже в течение 1 года администрация района без лицензии на необорудованном участке размещает и накапливает опасные отходы, утилизацией и переработкой которых никто не занимается, не может быть принят во внимание, так как отсутствуют доказательства определения даты в  один календарный год.

В жалобе обращено внимание на то, что проверка проводилась лишь в мае 2012 года, при этом законодательством Российской Федерации допускается временное складирование отходов ТБО (до периода утилизации) на срок не более 6 месяцев. Также отмечено, что в нарушение п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» администрация не была уведомлена о проведении соответствующей проверки, в результате чего она была проведена в отсутствие её представителя.

Дополнительно указано на незаконность вывода суда, что администрация, утвердив акт выбора земельного участка для временного хранения ТБО, не проконтролировала его дальнейшее исполнение, не организовала необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечила утилизацию и переработку отходов и допустила создание в непосредственной близости от населённого пункта не внесённого в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности.

В жалобе указано, что в силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» у них нет соответствующего полномочия по контролю за исполнением вышеуказанного постановления. Администрации поселений не подотчётны и не подконтрольны органам местного самоуправления района и самостоятельны при решении вопросов местного значения.

Таким образом, вины районной администрации в сбросе отходов на почву и организации тем самым незаконного объекта размещения отходов не имеется. При таких обстоятельствах, полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Нагаткиа М.Ю., представляющего интересы администрации МО «Новоспасский район», а также выслушав Ягудину Э.М. и Бродихину О.В. представляющих Росприроднадзор, прихожу к следующему.

Согласно ст. 8.2 КОАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные требования содержаться в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом согласно ст. 13 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относиться к вопросам местного значения Новоспасского района.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ч.ч. 1,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов должно осуществляться только на основании решений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно п. 2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ», утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года, размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов не допускается.

Судом установлено, что МУ администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области требования указанных норм не выполняются, поскольку отсутствует контроль за исполнением постановления от 16 августа 2011 года, которым утвержден акт выбора земельного участка для временного хранения твердых бытовых отходов, необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды не организованы, не обеспечена утилизация и переработка указанных отходов.

В результате указанных нарушений на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 600 метрах северо-западнее домостроения №*** по ул. К*** в с. Т*** Н*** района Ульяновской области допущено создание в непосредственной близости от населенного пункта не внесенного в государственный реестр объекта размещения IV класса опасности, где сброс отходов производиться на почву.

Таким образом, суд вышестоящей инстанции считает, что привлечение администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Доводы жалобы в вышестоящий суд правильность вынесенного районным судом решения не опровергают.

В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно, администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.

Административное наказание назначено администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в пределах, установленных  статьей 8.2 КоАП РФ санкций, с учетом смягчающих обстоятельств.

Доводы жалобы о возможности временного складирования отходов ТБО (до периода утилизации) на срок не более 6 месяцев отклоняются, поскольку как указано выше вне зависимости от времени запрещается размещение в непосредственной близости от населенного пункта, не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности, где сброс отходов производиться на почву.

Ссылки автора жалобы на нарушение порядка уведомления администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области при проведении внеплановой проверки несостоятельны по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области по ст. 8.2 КоАП РФ по факту нарушения экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления составлен государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области по итогам проведения административного расследования.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяется при проведении административного расследования.

Таким образом, у государственного органа отсутствовала обязанность по уведомлению администрации района о проведении соответствующей проверки.

Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела допущено не было.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

Р Е Ш И Л :

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 августа 2012 года оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Судья