Судебный акт
О признании незаконным бездействия администрации по непринятию муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма
Документ от 16.10.2012, опубликован на сайте 30.10.2012 под номером 35135, 2-я гражданская, о признании неправомерными действий администрации МО "Новоспасский район" по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, возложении обязанности принять обеспеченную финансированием мероприятий программу по профилактике экстремизма и терроризма на территории Новоспасского района Ульяновской области в срок до 31 декабря 2012 года, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                              Дело № 33-3202/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               16 октября 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е., Логинова Д.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области и апелляционному представлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в  интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, неправомерными.

Обязать Администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области  принять обеспеченную финансированием мероприятий программу по профилактике экстремизма и терроризма на территории Новоспасского района Ульяновской области до 31 декабря 2012 года.

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в  интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Совету депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, неправомерным и обязать Совет депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области принять обеспеченную финансированием мероприятий программу по профилактике экстремизма и терроризма на территории Новоспасского района Ульяновской области до 31 декабря 2012 года  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Нагаткина М.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области Бадигина А.М., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском  в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области о признании бездействия администрации МО «Новоспасский район» по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, неправомерным и возложении на ответчика обязанности принять такую программу в срок до 31 декабря 2012 года.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией МО «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области не разработана и не принята муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма. Мероприятия, направленные на противодействие экстремизму и терроризму на территории района, являлись составной частью программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории муниципального образования «Новоспасский район» на 2011 и 2012 годы», утвержденной решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 123/63 от 29 декабря 2010 года. Данная программа профилактики правонарушений на территории района на 2006-2010 годы предусматривала, что расходы на выполнение мероприятий программы осуществляются за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий. В последующем указанная программа  была отменена решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 20/104 от 6 октября 2011 года. Между тем, профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, муниципальная программа по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченная финансированием, должна быть администрацией района разработана и принята. Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации, права и интересы граждан, создает опасность нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Конституции РФ, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

 

Судом привлечен к участию в деле в качестве соответчика Совет депутатов МО «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Обязав ответчика принять обеспеченную финансированием программу по профилактике экстремизма и терроризма, суд тем самым фактически возложил на него обязанность принять два нормативных акта: постановление администрации об утверждении программы и решение о бюджете. Между тем, администрация района не уполномочена утверждать решение о бюджете. Федеральные законы № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» и № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» не содержат требований о необходимости принятия специальных программ по противодействию экстремизму и терроризму на местном уровне. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные и пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Постановлением главы района от 25.01.2007 № 01 созданы межведомственная комиссия по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, рабочая группа по профилактике терроризма и экстремизма. На основании приказа № 35 от 16 декабря 2009 года создана комиссия по проведению проверки в целях выявления и изъятия экстремистских материалов из библиотечных фондов Муниципального казённого учреждения культуры Межрайонная библиотека. Разработана инструкция  по изъятию из библиотечных фондов МКУК «МРБ» экстремистских материалов. В целях запрещения доступа жителей района к информации экстремистской направленности в библиотеках и общеобразовательных учреждениях, имеющих выход в сеть Интернет, установлены специальные программы «Интернет Цензор 2.2». В дошкольных  и образовательных учреждениях района реализуются образовательные программы, направленные на формирование у детей законопослушного поведения. Таким образом, администрация муниципального образования в достаточной мере осуществляет профилактику экстремизма и терроризма на территории района, а потому не нуждается в принятии дополнительных  нормативно-правовых актов.       

 

В апелляционном представлении прокурор Новоспасского района Ульяновской области указывает, что решение суда подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением норм материального права. Представление мотивировано тем, что в судебном заседании не исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства. В частности, судом не истребованы данные о проведённых администрацией муниципального образования мероприятиях, направленных на профилактику экстремизма и терроризма на территории Новоспасского района. Суд необоснованно посчитал Совет депутатов МО «Новоспасский район» ненадлежащим ответчиком, поскольку в компетенции последнего находятся полномочия по утверждению бюджета района.

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему

 

В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в  противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.

Основные принципы, вопросы профилактики и противодействия терроризму, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены в Федеральном законе от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 марта 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения относится участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, удовлетворил требования прокурора и признал бездействие Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, неправомерным и возложил на данного ответчика обязанность по принятию указанной муниципальной программы.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным решением суда первой инстанции, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства.

Ни приведенными выше нормами Федеральных законов, ни иными нормативными правовыми актами обязанность по разработке и принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма  на органы местного самоуправления не возлагается.

Разработка и принятие муниципальной программы, направленной на профилактику  экстремизма и терроризма является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования. Тем более, осуществление деятельности по профилактике экстремизма и терроризма возможно без принятия муниципальной программы, а путем принятия профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой и террористической деятельности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований прокурора Новоспасского района к администрации МО «Новоспасский район» подлежащим отмене,  поскольку при его принятии имело место неправильное применение норм материального права.  Судебная коллегия  считает необходимым постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к администрации МО «Новоспасский район» о признании неправомерным бездействия по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, и возложении обязанности принять данную муниципальную программу.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционного представления прокурора о незаконности решения в части отказа в удовлетворении исковых требований к представительному органу местного самоуправления - Совету депутатов МО «Новоспасский район».

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2012 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленных в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО «Новоспасский район» отменить и постановить в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области к администрации МО «Новоспасский район» о признании неправомерным бездействия по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, и возложении обязанности принять данную муниципальную программу отказать.

В остальной части решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи