Судебный акт
О соблюдении законодательства о ртутьсодержащих отходах
Документ от 11.12.2012, опубликован на сайте 21.12.2012 под номером 36075, 2-я гражданская, о выполнении требований законодательства при накоплении ртутьсодержащих отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                            Дело № 33-3883/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               11 декабря 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,  

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» о выполнении требований законодательства при накоплении ртутьсодержащих отходов удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис»  разработать инструкцию по организации накопления отработанных ртутьсодержащих  отходов применительно к конкретным условиям; довести инструкцию до сведения  собственников помещений многоквартирных жилых домов; создать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для населения в соответствии с действующим  законодательством.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителя ООО «Жилстройсервис» Лямаевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Савельева А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» (далее – ООО «Жилстройсервис») об обязании исполнить требования законодательства при накоплении ртутьсодержащих отходов.

В обоснование иска указал, что ООО «Жилстройсервис» осуществляет управление 36 многоквартирными домами в Заволжском районе г.Ульяновска, жители которых используют энергосберегающие (ртутьсодержащие) лампы, которые отнесены к отходам 1 класса опасности.

Согласно Порядка организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ульяновской области, утвержденного Распоряжением Министерства энергетики и ЖКХ Ульяновской области от 17.12.2011 N 56-од (далее – Порядок сбора ламп) накопление отработанных ламп от физических лиц из многоквартирных жилых домов, управляемых управляющей организацией, производит данная организация на основании заключенного договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Накопление ламп должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности» и  «Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением», утвержденных 04.04.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР.

В нарушение требований правовых актов ООО «Жилстройсервис» не определены и не созданы места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствует инструкция по организации их накопления от населения, лампы накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов.

Просил обязать ответчика разработать инструкцию по организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов, довести инструкцию до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов, создать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ООО «Жилстройсервис» в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что в соответствии с договорами на управление многоквартирными домами ООО «Жилстройсервис» оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, при этом ртутьсодержащие лампы, находящиеся в квартирах собственников помещений, в общее имущество многоквартирного дома не входят.

Договоры на управление домами, заключенные с собственниками помещений, не содержат обязанности по накоплению ртутьсодержащих ламп, в тариф на содержание общего имущества плата за накопление не включена.

Из решения суда не понятно, к каким конкретным условиям должна быть разработана инструкция по организации накопления ламп от населения.

Полагает, что обязанность по сбору, накоплению, утилизации отработанных ртутных ламп, как отходов, возложена на органы местного самоуправления, поэтому ООО «Жилстройсервис» является ненадлежащим ответчиком. Как следует из п.8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (далее – Правил обращения с отходами осветительных устройств) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Указывает, что ООО «Жилстройсервис» выполняет обязанности по утилизации ртутных ламп, установленных в местах общего пользования.  

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора полагает доводы жалобы необоснованными, а решение суда – законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из материалов дела следует, что в управлении ООО «Жилстройсервис» находится 36  многоквартирных  жилых домов, расположенных в Заволжском районе г.Ульяновска.

При этом ООО «Жилстройсервис» не определены и не созданы места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не разработана инструкция по организации накопления отработанных ртутьсодержащих ламп от населения.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правил содержания общего имущества) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Как следует из п.п. «д(1)» п.11  Правил содержания общего имущества содержание общего имущества включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Согласно п.4 Правил обращения с отходами осветительных устройств потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТ 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», Санитарными правилами при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденных 04.04.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР, Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств…» распоряжением Министерства энергетики и ЖКХ Ульяновской области от 17.12.2011 № 56-oд утвержден Порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ульяновской области (далее - Порядок).

Согласно п.1.3 Порядка, установленные им правила являются обязательными для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области, не имеющих лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, физических лиц, проживающих на территории Ульяновской области (далее - потребители).

Исходя из п.2.3 Порядка юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

Как следует из п.2.4 Порядка накопление отработанных ртутьсодержащих ламп от физических лиц, проживающих в многоквартирных жилых домах при управлении управляющей организацией, производят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного договора с собственниками помещений многоквартирного дома.

В соответствии с п.п.2.6-2.9 Порядка накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, не допускается. Накопление должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988 N 4607-88. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этих целей помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, в местах, исключающих повреждение тары.

Согласно п.2.11 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, разрабатывают инструкции по организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов применительно к конкретным условиям. При разработке инструкции юридические лица и индивидуальные предприниматели могут руководствоваться типовой инструкцией согласно приложению к настоящему Порядку.

Пунктом 3.3 Порядка установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключившие с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, доводят информацию о правилах обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов.

С учетом того, что доказательств исполнения указанных требований ООО «Жилстройсервис» не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании ответчика разработать инструкцию по организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов, довести инструкцию до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов и создать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ртутьсодержащие лампы, находящиеся в квартирах, не входят в общее имущество многоквартирного дома, а договоры на управление домами не содержат обязанности по накоплению ртутных ламп, не освобождают ООО «Жилстройсервис» от обязанности по соблюдению законодательства об организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов.

Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Как следует из ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.8 Правил обращения с отходами осветительных устройств органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В данном случае суд возложил на ответчика обязанность по исполнению законодательства в части накопления отработанных ртутьсодержащих отходов, а не их сбора и утилизации. Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Жилстройсервис» является ненадлежащим ответчиком судебная коллегия полагает несостоятельными.

Довод жалобы о том, что суд не указал, к каким конкретным условиям должна быть разработана инструкция по организации накопления ламп от населения, основанием для отмены оспариваемого решения не является.

Другие доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений в ее правильности у судебной коллегии не вызывает.

Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи